Еще недавно весь деловой мир готовился немедленно, уже в начале второго десятилетия XXI века, вступить в новую промышленную эру. Грядущую экономику самоуверенно назвали Индустрией 4.0, подразумевая, что речь идет ни много ни мало о промышленной революции, четвертой по счету. Правительства с энтузиазмом принимали соответствующие программы. Многочисленные стартапы выводили на рынок экзотические образцы новых технологий печатания всего «по заказу» на 3D-принтере — от индивидуальных стелек для обуви до многоэтажных домов. Предприятия стали примерять на себя модель полностью автоматизированных и роботизированных линий, где без участия человека сырье превращается в готовый продукт: на входе — корова, а на выходе — колбаса. Медиа взахлеб обсуждали трансформацию общества, в котором индустриальное производство будет отчуждено от человека.
Однако реальность, похоже, не торопится следовать за нашими прогнозами. Человечество незаметно вступило в «революционную» декаду, а новая промышленность все еще проигрывает старой, концентрируясь лишь в нескольких отраслях и оставаясь игрушкой крупнейших игроков.
О том, почему буксует роботизация и «принтеризация» производства, рассказывает Роман Копосов. руководитель направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт тренинга — АРБ Про».