Еще не высохли чернила на утвержденной два месяца назад Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, как реализация амбициозных планов документа — ни много ни мало создание опорной транспортной сети национального масштаба — оказалась под угрозой.
Из-за рекордного увеличения стоимости материалов государственные стройки в России оказались под угрозой. Зафиксированные в контрактах сметы невозможно реализовать: фактические цены на инертные материалы (щебень, песок), битум, цемент и металлоконструкции оказываются на десятки процентов выше контрактных, из-за чего подрядчики встают перед жестким выбором — продолжать стройку себе в убыток с явной перспективой банкротства либо останавливать работу, несмотря на неустойки, пытаясь пересмотреть свои обязательства.
Масштаб удорожания неслыханный. Так, первый вице-премьер Марат Хуснуллин недавно оценил прирост стоимости реализации инфраструктурного проекта номер один сегодняшней России — скоростной автомагистрали М12 Москва — Казань — в кругленькую сумму 200 млрд рублей, что соответствует примерно трети утвержденной сметы дороги (623 млрд рублей).
В январе этого года президент России Владимир Путин поручил ФАС оценивать обоснованность удорожания строительных ресурсов, которые поставляются или используются на государственных стройках, не допускать необоснованного роста цен на строительные материалы. Но возможностей антимонопольной службы явно не хватит, чтобы отследить каждый контракт на каждой стройке. Понятно, что нужны системные решения.