Николай Ульянов заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль» 14 февраля 2022, 00:00
Разработка новых материалов и освоение аддитивных технологий позволили совершить прорыв в отечественном авиационном двигателестроении. На очереди — создание интеллектуальных материалов, меняющих свои свойства в зависимости от условий и среды эксплуатации
ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Евгений Каблов прошел пусть от инженера до генерального директора ВИАМ
Взятый российской промышленностью курс на импортозамещение должен быть подкреплен созданием материалов, имеющих особые свойства, которые способны обеспечить новые качества и характеристики готовым изделиям. И здесь ведущую роль играет Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) НИЦ «Курчатовский институт», где к настоящему времени в кооперации с отраслевыми институтами и конструкторскими бюро было создано более 3200 марок конструкционных и функциональных материалов.
Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов рассказал «Эксперту» о том, как разработки института дали старт созданию авиадвигателя ПД-14 и какие новые материалы разрабатывает институт сейчас.
— Евгений Николаевич, можно ли говорить, что в настоящее время мы наблюдаем своего рода ренессанс в авиастроении? И если это действительно так, то с чем это связано, на ваш взгляд?
— Согласен, есть определенное движение к новым результатам. И здесь я бы в первую очередь отметил двигателестроение, точнее, создание первого за тридцать пять лет российского газотурбинного двигателя ПД-14.
Появление авиационного двигателя пятого поколения стало возможным благодаря поддержке Владимира Владимировича Путина, который в июне 2008 года во время посещения нашего института поддержал инициативу создания семейства газотурбинных двигателей гражданской авиации на базе унифицированного газогенератора. На тот момент с распада Советского Союза в стране не было создано ни одного авиадвигателя. Я тогда доложил ему, что в ВИАМ разработаны уникальные сплавы для турбин высокого и низкого давления, для камеры сгорания, превосходящие по своим характеристикам зарубежные аналоги. Министру промышленности и торговли Христенко было дано поручение подготовить предложения по постановке ОКР и их финансированию. В течение двух недель соответствующие предложения были подготовлены и доложены Владимиру Путину, который был тогда председателем правительства РФ. Итогом стало решение о выделении 12,8 миллиарда рублей на разработку первого в постсоветской России авиационного двигателя.
Головным разработчиком ПД-14 стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель» во главе с Александром Александровичем Иноземцевым. Благодаря его поддержке ВИАМ на базе имеющегося научно-технического задела разработал 20 новых высокотемпературных ресурсных материалов, а также технологии их получения.
Хочу отметить, что наши материалы традиционно (а мы можем с полным правом говорить о традициях — в этом году ВИАМ исполняется 90 лет) выходят на производство только после комплексной оценки на соответствие требованиям конструктора. Именно поэтому применение в конструкции двигателя ПД-14 инновационной продукции материаловедов ВИАМ обеспечило не только надежность, но и высокие эксплуатационные характеристики ПД-14, и сделало его конкурентоспособным на мировом рынке.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.