Один из ведущих мировых производителей телекоммуникационного оборудования и потребительской электроники китайская компания Huawei закрывает часть магазинов в России: замок повешен на фирменных торговых точках в Москве, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Уфе. Ранее Huawei удалила из своего фирменного маркетплейса мобильных приложений AppGallery программные продукты Сбера и других подпавших под санкции российских банков. Одновременно после 24 февраля китайская компания вдвое сократила поставки своих смартфонов в Россию, а в мае приостановила отгрузку телеком-оборудования российским операторам связи и другим клиентам. Но это пока не значит, что китайский технологический гигант уходит с российского рынка. Решения компании полны восточной хитрости. И это не случайно: руководство Huawei вздрагивает об одной только мысли вновь оказаться под американскими санкциями.
Подбитый самолет
«Мы не рассчитывали, что удар будет таким сильным. Мы пытались подготовиться к этому, как готовят подбитый самолет, однако нам удалось защитить только двигатель и топливные баки, но не остальные его части» — так три года назад оценил влияние американских санкций на Huawei генеральный директор и основатель компании Жэнь Чжэнфэй. Созданная им в 1987 году корпорация (первая часть названия Huawei переводится с китайского как «отличный», вторая — «действие, которое привело к успеху») за три десятилетия из небольшой компании с уставным капиталом шесть тысяч долларов, специализировавшейся на перепродаже электроники чужих брендов, превратилась в одного из ведущих мировых хайтек-гигантов. Ключевые направления деятельности Huawei — телекоммуникационное оборудование (беспроводные сети, сетевые устройства, станции мобильной связи и передачи данных и пр.), а также потребительская электроника (смартфоны, планшеты, носимые гаджеты), по продаже которых китайская корпорация входит в топ-5 мировых компаний.
Секрет успеха Huawei в том, что она с самого начала постаралась сделать ставку на выпуск собственного технологичного оборудования. Бывший инженер Народной армии КНР Жэнь Чжэнфэй вспоминал: ему было обидно, что, например, телефонные станции и другую электронику приходится импортировать из Гонконга. Уже в начале 1990-х компания создает сильный научно-исследовательский центр, где работает более 500 специалистов; в 1993 году у нее начинают появляться первые конкурентоспособные продукты. Это был, в частности, коммутатор Huawei C&C08, который пришелся очень кстати в пору бурного распространения провайдерских услуг в Китае. Заметив молодую компанию, власти КНР начинают помогать Huawei, размещая у нее крупные государственные заказы, а в середине 1990-х в Китае разворачивается масштабная правительственная программа поддержки отечественных производителей в сфере телекоммуникаций.
Довольно быстро Huawei начала производить востребованную у себя в стране, а потом и за границей электронику: портативные модемы, роутеры, смартфоны. В 2009 году на выставке в Барселоне компания представляет свой первый смартфон и быстро подстраивается под растущий глобальный спрос на такие гаджеты. Уже к 2015 году Huawei входит в тройку ведущих мировых производителей смартфонов после Apple и Samsung, а четыре года спустя вырывается на первое место, став самым крупным глобальным производителем смартфонов в мире. По итогам 2019 года годовой оборот Huawei превышает 120 млрд долларов, но стремительный взлет «китайского телекоммуникационного дракона» прерван американскими санкциями.
Тучи над Huawei начинают сгущаться во второй половине 2018-го: компания стала жертвой объявленной тогдашним американским президентом Дональдом Трампом торговой войны с Китаем. На Huawei обрушивается вал обвинений — от шпионажа в пользу китайских спецслужб до кражи технологий, мошенничества и нарушения санкций в отношении Ирана; все это, как принято на Западе, без предъявления весомых доказательств. В Канаде происходит показательный арест дочери основателя компании Мэн Ваньчжоу. В начале 2019 года Huawei объявлена угрозой безопасности США — компанию лишают права не только продавать оборудование во многих секторах американского, а также европейского рынка, но и закупать американское оборудование и ПО. В результате на смартфонах Huawei запрещается устанавливать мобильную операционную систему Android. Компания спешно создает свою операционную систему Harmony, но это не помогает предотвратить обрушение продаж, которые в одночасье падают на 20%, а общий ущерб от американских санкций, по оценкам Huawei, составляет около 40 млрд долларов.
Вопрос санкций в отношении Huawei выходит на самый высокий уровень, и в результате личных переговоров Трампа и главы КНР Си Цзиньпина с середины 2019 года санкционное давление начинает ослабляться. Компании постепенно разрешают возобновить продажи оборудования в западных странах, на смартфоны возвращаются операционная система Android и сервисы Google. Но отложенный эффект американских санкций будоражит компанию до сих пор: по итогам 2021 года выручка Huawei упала на 27%, до 99 млрд долларов. Правда, Huawei заявляет, что в прошлом году за счет оптимизации бизнес-процессов ей удалось достичь рекордной за свою историю прибыли в 17,8 млрд долларов (см. графики 1 и 2). В таком состоянии Huawei встретила обострение геополитической ситуации вокруг России.
Важный российский рынок
Россия для Huawei всегда имела особое значение: открытый еще в 1997 году офис компании в РФ стал первым зарубежным представительством китайской корпорации. Уже через четыре года, в 2001-м, объем продаж Huawei в России превысил 100 млн долларов в год. А по итогам 2019 года российское подразделение Huawei заняло третье место в рейтинге Tadviser «50 самых доходных представительств иностранных ИТ-компаний в России», где годовая выручка Huawei в РФ была оценена на уровне 144 млрд рублей.
В последние годы у Huawei особенно динамично росли продажи телеком-оборудования в России. Во многом их подтолкнули западные санкции после крымских событий 2014 года: тогда российские операторы связи стали воспринимать китайскую компанию как перспективного партнера. Например, с 2016 года начал активно закупать оборудование Huawei оператор связи «Вымпелком», позже к нему присоединились «Мегафон» и Tele2. Согласно оценкам Mobile Research Group, по итогам 2021 года на долю Huawei приходилось уже 40% всех базовых станций для мобильной связи в России.
В сфере потребительской электроники Huawei в России также смогла совершить рывок за последние пять лет: в 2018-м она заняла 20% российского рынка смартфонов (годом ранее этот показатель составлял 11%). А по итогам первого квартала 2020-го доля Huawei в продаже смартфонов подскочила до 40% (6,5 млн штук), что позволило компании вырваться на первое место по продажам смартфонов в РФ, серьезно потеснив Samsung (26%), Xiaomi (11%), и Apple (9%).
Однако американские санкции сбросили Huawei с пьедестала в России: так же, как и во многих других странах, потребители не захотели приобретать смартфоны с непривычной для них операционной системой и без сервисов Google. В результате продажи Huawei (и дочернего бренда Honor), согласно данным Canalys, по итогам 2021 года упали до 7%, и некогда лидировавший китайский гигант в одночасье уступил российский рынок смартфонов таким маркам, как Xiaomi (которой досталась доля в 31% всех продаж), Samsung (27%), Apple (11%) и Realme (11%).
Китайская хитрость
С началом специальной военной операции на Украине, когда надежды были возложены на партнеров с Востока, Huawei сильно разочаровала российских граждан своим поведением. Общественность заговорила о двуличии китайцев, которые на высшем уровне выражают России поддержку, но на деле не протягивают ей руку помощи в трудную минуту. Действительно, помимо резкого сокращения поставок своих товаров и прочих демаршей Huawei после 24 февраля прекратила публичную деятельность в РФ, не высказываясь о том, что ждет в ближайшем будущем ее российских клиентов. На вопрос «Эксперта» о состоянии дел Huawei в России и о ее ближайших планах пресс-секретарь корпорации Юлия Ганина сообщила, что сейчас компания «не комментирует эти вопросы».
Очевидно, что, вспоминая горький опыт, китайский производитель стремится дать как можно меньше поводов к тому, чтобы США вновь обрушили на него санкции. Главным предметом разбирательств могут стать поставки в Россию товаров, где используются запрещенные для экспорта в РФ американские технологии: в тех же смартфонах Huawei есть американские компоненты как в аппаратной, так и в программной части. «Основные причины, по которым прекращаются поставки оборудования китайского бренда на российский рынок, — использование американских технологий и возможная потеря европейского рынка из-за санкций, — комментирует Дмитрий Ласьков, директор технического департамента компании “ХайТэк-Интеграция” (поставки телекоммуникационного оборудования). — Поэтому Huawei пока заняла выжидательную позицию».
В отношении рынка смартфонов нынешнее поведение Huawei, скорее, вредит самой китайской компании и сильного удара по клиентам не наносит. «Доля Huawei на российском рынке смартфонов начала падать с 2020 года, опять же на фоне давления со стороны США. Пауза в поставке смартфонов Huawei на российский рынок не станет трагедией, а вернуться производителю будет гораздо сложнее, чем уйти», — продолжает Дмитрий Ласьков.
Сложнее ситуация с телекоммуникационным оборудованием. Тут российские клиенты китайской корпорации, в первую очередь операторы связи, попадают под сильный удар. «Прерывание поставок телекоммуникационного оборудования Huawei принесет сотовым операторам большие проблемы в ближайшем будущем, — вынужден констатировать Дмитрий Ласьков. — Существующие сети связи необходимо постоянно поддерживать и модернизировать, а без новых поставок оборудования могут возникнуть проблемы с качеством связи. Заместить продукцию Huawei можно, например, китайским ZTE, но встанет вопрос совместимости с существующим оборудованием. Сейчас большие надежды возлагаются и на разработки российских компаний. Например, недавно было объявлено, что компания “Спектр” госкорпорации “Ростех” разработала собственную базовую станцию 5G, но первые поставки должны начаться только в следующем году».
С другой стороны, в отличие от многих западных компаний, Huawei пока не делает однозначных заявлений об уходе из России. При ближайшем рассмотрении многие шаги по приостановке деятельности оказываются, скорее, показными. Так, закрытые магазины Huawei, упоминаемые выше, не принадлежат самой китайской компании; их владельцы — российские партнеры, которые вынуждены закрывать торговые точки из-за сокращения официальных поставок продуктов Huawei в Россию. При этом закрыты только четыре из 19 фирменных магазинов Huawei в РФ, остальные продолжают работать. Более того, на официальном сайте компании идут интернет-продажи: любой желающий в России может выбрать, оплатить картой «Мир» и получить последние модели смартфонов, ноутбуков, планшетов и другой электроники.
Не останавливает китайская корпорация и свою научно-исследовательскую деятельность в РФ: здесь продолжают работать четыре исследовательских центра Huawei, насчитывающих в общей сложности более 600 сотрудников. И, судя по интернет-объявлениям, компания продолжает набирать туда российских специалистов.
Что же касается поставок телекоммуникационного оборудования, на рынке ходят разговоры о том, что этим летом Huawei может начать поставки в Россию специальных моделей, которые собраны исключительно из китайских комплектующих. Не стоит забывать и о возможностях параллельного импорта. В неформальных разговорах участники рынка утверждают, что представители Huawei совсем не против, чтобы их технику завозили в Россию без официального одобрения. Здесь, правда, имеется бюрократическая загвоздка: официально Китай не является недружественной страной и основная часть продукции Huawei не включена в списки разрешенного параллельного импорта. Поэтому при пересечении границы таможенные органы вынуждены запрашивать официальное разрешение китайской компании на поставки ее техники. Такое разрешение Huawei давать боится. В этих условиях было бы лучше для всех, если бы товары компании включили в списки разрешенного параллельного импорта: тогда китайцы формально не будут иметь отношения к тому, что их оборудование ввозится на российский рынок. «На российском рынке Huawei всегда была серьезным игроком со своей собственной политикой — доля инфраструктурного оборудования компании в нашей стране оценивается разными источниками в 30–40 процентов. Однако для бизнеса компании важна в первую очередь оценка рисков, и активное продолжение бизнеса в России вопреки санкциям может привести к усиленному давлению на Huawei со стороны США, — комментирует Борис Попов, директор по развитию бизнеса российской ИТ-компании Vinteo. — Скорее всего, решение уйти или продолжить будет чисто политическим, не связанным с технологиями или заказчиками».