Сертификаты ФАП-21J с прошлого года стали получать S7, «Победа», ГосНИИ гражданской авиации, «Ютэйр-инжиниринг», другие компании, в том числе аэрофлотовское подразделение «Аэрофлот техникс», но сертификат, выданный «Аэрофлоту», включает в себя наиболее широкий перечень работ, систем и компонентов, разрешенных к внесению изменений и разработке заново. В частности, только у «Аэрофлота» есть разрешение на внесение изменений в топливную систему и управление самолетов, а также на их нетиповой ремонт.
Подобные работы авиакомпании раньше осуществляли по согласованию с разработчиками самолета и другими компаниями, имеющими соответствующие сертификаты. Теперь же, после аудита представителями Росавиации и Авиарегистра России, «Аэрофлот» сможет вносить изменения в конструкцию самолета и систему его эксплуатации самостоятельно или в сотрудничестве с другими разработчиками, в первую очередь с отечественными, и согласовывать изменения в техдокументации непосредственно с контролирующим органом — Росавиацией.
Как считают в «Аэрофлоте», получение сертификата поднимает авиакомпанию на новый уровень в вопросах поддержания летной годности самолетов иностранного производства, эксплуатируемых группой и другими авиаперевозчиками нашей страны.
В то же время слышны голоса скептиков, обращающих внимание на два момента. Во-первых, у отечественных разработчиков нет полных матмоделей иностранных самолетов, что не позволит достоверно рассчитать ресурс или прочность отремонтированных по измененным технологиям узлов и агрегатов. А не будучи стопроцентно уверенным в надежности изменений, никто из ответственных лиц не поставит свою подпись в документах, утверждающих изменения. Ибо рисковать сотнями чужих жизней и своей свободой ни в «Аэрофлоте», ни в Росавиации желающих нет.
А вот действительно здравые, пусть даже перестраховочные, изменения в регламентах по обслуживанию, технологиях ремонта и конструкции наши авиакомпании теперь в состоянии проводить. Как и разрабатывать простые изделия (прокладки, трубки, шланги, фильтры) методом реверс-инжиниринга. На законных основаниях и не запрашивая теперь недоступную (но до сих пор бывшую обязательной) экспертизу у западных производителей. Другие же российские авиакомпании, не имеющие сертификата на данные работы, могут обращаться в «Аэрофлот» за технической поддержкой, и, по неофициальным данным, такая помощь уже оказывается.