Анализ экономических коллизий неординарного 2022 года пока что сделал достоянием публики единственный тезис — Россия вышла из-под санкционного шквала западной коалиции с минимальными потерями, получив к тому же предпосылки и стимулы на пути к достижению технологического суверенитета резко ускорить экономический рост. Но все же интересны подробности. Почему реакция отечественной экономики оказалась именно такой, какую мы наблюдали? Насколько адекватной была политика правительства и ЦБ? Какие уроки преподал нам первый год санкционной войны? Какие резервы экономической политики следовало бы задействовать, чтобы помочь хозяйственным игрокам работать более энергично?
Открывая обсуждение этих вопросов, мы обратились к известному экономисту, заместителю генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олегу Солнцеву.
— Предварительные оценки оттока капитала из России в 2022 году поражают воображение. Сначала ЦБ давал прогнозную оценку в 251 млрд долларов, затем уменьшил до 217. Но даже уменьшенная сумма превосходит прошлые пиковые значения оттока — в кризисы 2008 и 2015 годов. Что стоит за рекордным оттоком?
— По нашим оценкам — речь идет именно об оценках, так как ЦБ не раскрывает всей необходимой для точного расчета статистики, — совокупный отток средств по каналу финансовых операций и операций с капиталом (с коррекцией на фактор ошибок и пропусков) платежного баланса за прошедший год превысил 240 миллиардов долларов.