Один из моих любимых примеров — исследование программ компенсации сотрудникам за обучение. На первый взгляд компенсация должна формировать у работников стремление к обучению, росту компетентности и в итоге приводить к снижению текучести кадров. Логично? Однако на деле все не так однозначно. Основное влияние на текучесть кадров в компании оказывало наличие другой программы — программы по управлению карьерным ростом. Если таковая существовала, это способствовало уменьшению текучести кадров, если нет — выплата компенсации сотрудникам за обучение, напротив, содействовала увеличению текучести кадров.
Получается, что один и тот же фактор в зависимости от наличия или отсутствия другого компонента приводит к совершенно противоположным итогам. Это наглядный пример того, что для разных организаций одно и то же утверждение может быть как верным, так и ошибочным.
Ответ на вопрос «Помогают ли программы компенсации сотрудникам за обучение справиться с текучестью кадров?» должен звучать так: «Это зависит от…», поскольку налицо контекстно зависимый подход.
В этом примере программа управления карьерным ростом является контекстным фактором, который и определит результат программы компенсаций сотрудникам за обучение. Таких контекстных факторов может быть множество. Так же как и программ, аналогичных «компенсациям сотрудникам за обучение», может быть множество, но их результат всегда будет зависеть от этого контекстного фактора, поэтому мы можем называть их «контекстно зависимыми».
Если руководитель не знает контекстные факторы, он не может предсказывать результат своих действий. Он просто будет методом проб и ошибок смотреть, что работает, а что нет. При этом ему будет казаться странным, что в других организациях (включая те, где он работал до этого), это работало, а здесь не работает.
Во многих случаях контекст взаимодействия может помочь определить большую часть содержания. Например, зная, что полицейский патруль остановил водителя, который обогнал вас пять минут назад, вы сможете без труда предугадать содержательную часть их беседы.
Почему не удаются мирные переговоры на поле боя? Контекст поля боя не подразумевает мирных переговоров, он предполагает уничтожение противника. В Риме смертность участников сражений во время военных операций составляла более 90%. Именно поэтому появились гражданские посредники (а не военные генералы), которые организовывали встречи противоборствующих сторон вдали от эпицентра военных событий с целью их примирения.
Анализируя деятельность успешных людей или компаний, мы часто рискуем увидеть совсем не то, что на самом деле стало причиной их успеха. Возьмем, к примеру, пять известных фактов из жизни Майкла Джордана:
― тренировался ежедневно много часов;
― играл за команду Chicago Bulls;
― носил кроссовки Nike;
― отличался смелостью;
― носил более длинные шорты, чем остальные игроки.
Кто-то, кто не любит слишком вдаваться в детали, мог бы сказать: «Если я буду ежедневно тренироваться по много часов, играть за Чикаго, брить голову, носить кроссовки Nike и длинные шорты, я буду играть как Майкл Джордан!»
Но что, если настоящая причина успеха осталась за кадром? Как ее разглядеть и тем более измерить?
В случае с Майклом мы также имеем и множество неизвестных. В частности: какую роль в его успехе сыграл тренер Фил Джексон? Как баскетболист планировал свой день? Как выбирал критерии оценки игры? Какой вклад в его успех внесло его ближайшее окружение? Какие черты характера помогали ему в процессе работы?
Кто-то опять может сказать: «Давайте делать так же, как Майкл Джордан, и мы станем успешными игроками!» Предположим, что все вышеназванные факторы и правда внесли существенный вклад в успех американского баскетболиста. Но сам факт очевидности этих вещей еще не делает их основной причиной достижений Майкла. Наверняка есть многое другое в его жизни, тренировках и играх, что остается скрытым от глаз публики. Все это вместе (и то, что мы видим, и то, что остается за кулисами) и есть контекст, который сделал Майкла Джордана Майклом Джорданом.
В этом контексте был некоторый набор доступных ему ключевых ресурсов, которые Майкл смог превратить в возможности и таким образом достиг успеха.
Очевидно, что эти контекстные факторы не всегда просто увидеть, но именно они являются основными источниками неопределенности в бизнесе.
Если этот контекстный фактор находится за пределами организации, он может «перекрыть» управление целой организацией, если же внутри ― резко снизит эффективность всей деятельности за счет того, что большая часть энергии организации будет тратиться на «отопление улицы».
Это создает предпринимателям огромные неприятности и является главной причиной высокого уровня «смертности» в предпринимательстве.
Для решения этих задач был создан новый метод — контекстный анализ. Подобно тому как контекстный анализ в лингвистике выявляет скрытые намерения, контекстный анализ в предпринимательстве выявляет скрытые факторы, которые тем не менее оказывают на бизнес существенное влияние. Слово «контекстный» означает, что объектом изучения являются условия и обстоятельства, в которых происходит деятельность. В разных контекстах будут различные критерии оценки и, соответственно, разные способы решения для «одной и той же» проблемы. Слово «анализ», в свою очередь, означает всесторонний разбор, рассмотрение какого-либо состояния, явления или факта.