Казалось бы, таких препятствий на пути в федеральный рынок, как у мебельщиков из Калининграда, еще поискать: транзит через Литву закрыт из-за санкций, материалы — ДСП и МДФ — в регионе не производят, и завезти их из Европы, как и фурнитуру, нельзя. Остается Балтийское море — паромные переправы для завоза материалов и вывоза готовой продукции. При этом актуальность пословицы «за морем телушка полушка да рубль перевоз» никто не отменял, себестоимость заморской мебели-путешественницы всегда выше, чем товаров местных производителей.
Многих калининградских производителей мебели эта ситуация подкосила, и они вполовину сократили производство. Но не компанию Lazurit, продажи которой «выстрелили» еще во время пандемии — рост составил более 30%, — а в 2022 году, когда рынок в целом даже просел, прибавили еще около 6%: выручка достигла 18 млрд рублей. Это лучший результат в отрасли, почти 2,5% всего мебельного рынка, который, по оценке Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), составил в прошлом году 750 млрд рублей.
Но на этом сюрпризы от Lazurit не кончились: в марте этого года компания начала новый проект и за счет собственных инвестиций в объеме 1,2 млрд рублей построила логистический комплекс площадью 19 тыс. кв. м в Раменском округе Подмосковья. Цель проекта в самой компании определили так: чтобы сроки поставки продукции компании для покупателей еще больше сократились. Быстрая доставка — любимая тема маркетплейсов, которые конкурируют таким образом за клиентов, и их идеал — поставки в день заказа. По мнению ряда экспертов мебельного рынка, стратегия Lazurit заключается именно в том, чтобы бороться за онлайн-рынок мебели с маркетплейсами.
Lazurit идет в сторону интернет-торговли, поэтому их решение о строительстве складских площадей класса А, арендные ставки на которые за год выросли на 50%, вполне оправданное и своевременное, уверен Андрей Ишков, директор производственной компании «Лофтмебель» и исполнительный директор интернет-магазина Divan.ru. Расширением складов также активно занимаются «Аскона», Divan.ru и Hoff,
Мобильный игрок
Компания Lazurit, основанная в Калининграде в 1992 году, к настоящему времени стала мебельным гигантом: производственные площади размещены на территории более 40 тыс. кв. м, включают в себя цеха жилой и офисной мебели, декоративных панелей, профильных материалов, декоративных плит, светотехники, стекла и зеркал, упаковки, имеется цех по изготовлению кухонь по индивидуальным заказам. В активе компании собственная розничная сеть, более 500 салонов в 170 городах России общей площадью 100 тыс. кв. м. Сегодня этим трудно кого-то удивить, но на самом деле создание розницы заняло годы. Уже к началу 2000-х, когда компания освоила региональный рынок, стало понятно, что дальше расти без стабильной и оперативной доставки мебели в центральную часть страны сложно. Поэтому в 2002 году была создана собственная транспортная компания, а следом начали открываться салоны мебели по всей России вплоть до Южно-Сахалинска. В итоге к 2006 году Lazurit полностью отказался от дилерских продаж, так как опытным путем было доказано: торговля на чужих площадках идет не так бойко, как в своих магазинах с обученным и мотивированным персоналом.
В 2022 году Lazurit успешно протестировал продажи светильников, люстр и изделий для домашнего уюта, а сегодня в интернет-магазине
можно приобрести ковры, текстиль для дома и даже специальную мебель для домашних животных
Собственная розница и сегодня остается локомотивом продаж компании, но в спину уже дышат новые технологии. Толчком к радикальной смене стратегии послужила пандемия. В 2020 году в Lazurit стали внедрять бизнес-модель, в которой производство полностью подчиняется запросам розницы, а она работает по так называемой омниканальной схеме. Благодаря этому компания устояла и в 2022 году, хотя ее тоже лихорадило — от ажиотажного спроса на мебель весной и роста среднего чека с 55 тыс. рублей на 20‒30% до ощутимого дефицита материалов и комплектующих, потери связей с зарубежными партнерами и экспортных поставок в европейские страны. Средний чек, кстати, уже к концу марта стал падать, так как ушла волна спроса, а продажи перетекли из среднего сегмента в эконом.
По словам гендиректора Lazurit Дениса Егорова, на события пришлось реагировать быстро: «Мы были вынуждены переключаться на других поставщиков и делать запасы комплектующих, чтобы это никак не отразилось на производстве, в такое время важно сохранять оптимизм». Что касается экспорта, то сегодня в Lazurit ищут новые экспортные коридоры, в том числе на рынки СНГ, в страны азиатского региона, Ближнего Востока.
Омниканальная сила
Люди, которые ходят по маркетплейсам и интернет-магазинам в поисках одежды, косметики или товаров для дома, с таким же успехом могут в интернете покупать мебель. Эта мысль проста, однако пользуются ее плодами до сих пор единицы мебельщиков, к каковым относится и Lazurit. В прошлом году компания в онлайн-продажах приросла на 50%, в том числе благодаря запуску мобильного приложения. В целом год назад доля e-commerce в выручке Lazurit составила 8%, в этом году она выросла уже до 13%. При этом важна взаимосвязанность каналов: к примеру, ежемесячно компания обрабатывает 50 тыс. заказов, но разделить их строго на офлайн и онлайн невозможно, так как 70% покупателей перед посещением салона заглядывают в интернет-магазин или мобильное приложение, выбирают модели, прицениваются.
Будущее, судя по всему, за теми, кто быстрее освоится в этой омниканальности. По мнению Андрея Ишкова, рынок мебели в России реструктурируется в пользу крупных игроков: «Насколько мне известно, все крупнейшие игроки мебельного ретейла закончили прошлый год с ростом год к году и в этом продолжают расти». При этом он отмечает, что все крупные компании пытаются сейчас быть ближе к клиенту — работать с сервисом, обратной связью, активно улучшать NPS (индекс потребительской лояльности), оцифровывать клиентский опыт и анализировать клиентский путь. Сам Ишков знает эту кухню изнутри: на протяжении ряда лет его компания «Лофтмебель» сотрудничала с Divan.ru, а теперь они объединились — для взаимного упрочения рыночных позиций. Lazurit выгодно продвигать в онлайне свой собственный бренд, так как именно известные бренды будут набирать силу: прагматичный клиент склонен доверять проверенным копаниям, покупать пусть и дороже, но у тех, кого знает», — резюмирует Андрей Ишков.
IKEA проросла корнями
Знакомясь с продукцией Lazurit, покупатель узнаёт, что компания делает мебель для любых комнат, от гостиной до детских и кухонь, что все пространство у них можно оформить в едином стиле за счет того, что много коллекций сочетаются друг с другом. Еще их мебель разработана по модульному принципу, поэтому элементы серий легко трансформируются, дополняются, существуют в нескольких вариантах дизайна, а в салонах можно увидеть завершенные интерьерные решения. Ничего не напоминает? Ну конечно же, очень похоже на IKEA! «Одним из трендов на мебельном рынке является стремление клиентов решать задачи, связанные с обустройством интерьеров комплексно, у одного продавца или производителя — такая философия потребления многие годы культивировалась крупнейшими международными игроками и после их ухода сохранилась в нашей стране», — рассказывают в компании Mr. Doors, где не просто увидели этот тренд, но и начали заниматься расширением собственного ассортимента, включив в продажи мягкую мебель по индивидуальным размерам, текстиль для дома.
Однако строить сбалансированную модель бизнеса по типу IKEA — задача непростая. «В своей работе с мебельными фабриками я часто наблюдаю хаос при выборе точек развития, в итоге тратится много ресурсов при сомнительном результате, — рассказывает о своем опыте Инна Романова, категорийный менеджер для мебельных фабрик. — Побеждают в конкурентной борьбе те, у кого есть системный подход в соответствии с выбранной стратегией». По ее мнению, у Lazurit такая стратегия есть, и на нее работает мультикатегорийность, когда компания, изучив мощности и компетенции своего производства, себестоимость и сроки разработки продуктов, принимает решение о производственном партнерстве с другими мебельными компаниями, находящимися в центральной части России, — о закупках сначала мебельных коллекций корпусной мебели «на стороне», а затем и других категорий мебели, света, аксессуаров. Тем самым решаются ключевые задачи успешного мебельного бизнеса: высокая скорость реагирования на изменения спроса, гибкое ценообразование и попадание в выбранные ценовые сегменты, отстройка от конкурентов, высокая скорость внедрения новинок, экономия издержек. «Фактически, изменив бизнес модель компании, они форсировали свой рост», — констатирует эксперт.
С этим согласен и Андрей Ишков: «Насколько мне известно, Lazurit прошел серьезную трансформацию из производственной компании в интернет-магазин с омниканальной розничной моделью, большую часть продаваемой продукции они производят и разрабатывают на стороне, так как выпускать столь широкий модельный ряд самостоятельно нецелесообразно, а для интернет-торговли требуется широкая витрина и много номенклатур». Как сообщили в Lazurit, учет ассортимента они ведут не единицами продукции, а коллекциями, и сейчас у них более ста коллекций корпусной мебели и более ста серий диванов.
Экономсегмент правит бал
По словам Инны Романовой, при падении покупательской способности, изменении курса валюты, а сегодня мы это и наблюдаем, неизбежно происходит сползание ценовых сегментов: то, что было «эконом», становится «средним минусом», а «средний минус» становится «средним плюсом». И еще у потребителей в кризис включаются две возможные стратегии: первая называется «бей» — когда включается апломб: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» — и покупатель предпочитает купить более качественный товар за средние деньги, чтобы надолго хватило и не вышло из моды; а вторая называется «беги» — растет отложенный спрос, и клиенты отказываются от покупок.
Таким образом, мебельный бизнес живет сегодня, балансируя на гранях сползающих вниз ценовых сегментов и хватая за полы бегущего клиента. «В России 28 тысяч производителей мебели, подавляющее большинство из них работают сейчас в нише экономсегмента, занимающего 75 процентов всего рынка», — говорит генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов. По его мнению, так всегда бывает в кризис, это хорошая, понятная ниша, и Lazurit в ней тоже хорошо закрепился.
В Lazurit подтверждают, что средний чек на мебель в последние годы уменьшается и у них тоже сейчас составляет чуть более 30 тыс. рублей. Превалирует «рациональный клиент», который ищет выгодные предложения, ориентирован на скидки, кешбэк и акции, но при этом не готов терять в качестве, понимая, что мебель покупается не на один сезон.
Уловить баланс цены и качества непросто, но можно, особенно если попасть в модный тренд. Как рассказали в Lazurit, много лет назад они начали выпускать коллекции с фасадами из бамбука, они до сих пор уверенно выходят в лидеры продаж, а сегодня бамбук и вовсе в мировом тренде: весной сотрудники компании побывали на выставке в Милане и увидели, что бамбуковые фасады появились у известных европейских производителей.
Даешь эмоциональную коммуникацию
В 2022 году у бренда Lazurit появился свой забавный маскот — кот Пуфик, а подразделение компании по работе с клиентами переименовали в «отдел заботы», так как людям требуется дружеское внимание и помощь, чтобы понять свои реальные потребности и приобрести действительно нужную вещь. Это ставка на эмоциональную коммуникацию и часть маркетинговой кампании, без которой не обойтись на профицитном рынке, каковым является рынок мебели: продукции производится больше, чем ее могут купить.
Инна Романова рассказывает, что работа в иностранных компаниях научила и ее «думать от клиента», то есть смотреть на рынок его глазами и решать его задачи. У человека снижается покупательская способность, темп его жизни ускоряется, нет времени изучать многочисленные предложения, быт упрощается — все это провоцирует рост продаж через маркетплейс — значит, надо менять ассортимент и упаковку, повышать уровень обслуживания, быть готовым к снижению среднего чека и вместе с тем предлагать клиенту сразу несколько предметов за меньшие деньги. Поэтому лидеры рынка мебели предлагают купить в одном месте кровати, матрасы, пледы и ковры.
Lazurit идет по этому пути все дальше. В 2022 году они успешно протестировали продажи светильников, люстр и изделий для домашнего уюта, а сегодня в интернет-магазине можно приобрести ковры, текстиль для дома и даже специальную мебель для домашних животных. И это уже не просто старая добрая IKEA с ее бродилками по залам, а технологичный шаг вперед — бродить клиент теперь может виртуально при помощи 3D-тура по флагманскому салону компании, рассматривать карточки товаров на сайте интернет-магазина, а при желании посетить комфортные офлайн-салоны бренда, где ему тоже предоставят возможность полежать на кровати и потрогать все своими руками.