Удивительный бюджет: главные бенефициары — силовой блок и социалка

2 октября 2023, 00:00

Традиционно консервативный Минфин преподнес сюрприз: проект федерального бюджета на очередную трехлетку содержит впечатляющий рост расходов на 2024 год (с неожиданным номинальным снижением в следующие два года), причем значительная их часть, по расчетам ведомства, будет покрыта доходами, так что дефицит составит скромные 0,9% ВВП — это вдвое меньше, чем ожидаемый дефицит текущего года. Ильинка, пожалуй, даже перещеголяла спойлер помощника президента Максима Орешкина, который в кулуарах Восточного экономического форума загадочно обещал, что бюджет вызовет «позитивное удивление».

Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Традиционно консервативный Минфин преподнес сюрприз: проект федерального бюджета на очередную трехлетку содержит впечатляющий рост расходов на 2024 год (с неожиданным номинальным снижением в следующие два года), причем значительная их часть, по расчетам ведомства, будет покрыта доходами, так что дефицит составит скромные 0,9% ВВП — это вдвое меньше, чем ожидаемый дефицит текущего года. Ильинка, пожалуй, даже перещеголяла спойлер помощника президента Максима Орешкина, который в кулуарах Восточного экономического форума загадочно обещал, что бюджет вызовет «позитивное удивление».

Законопроект закладывает расходы федерального бюджета 2024 года в размере 36,66 трлн рублей — это почти на четверть больше ориентира 466-Ф3 «О бюджете на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг.». Номинальный прирост расходов к ожидаемой оценке исполнения бюджета текущего года составляет без малого 5 трлн рублей. Интересно посмотреть, на какие цели будут направлены дополнительные ассигнования. Переданная правительством в Думу в прошлую пятницу вместе с законопроектом пояснительная записка к бюджету позволяет это сделать.

Абсолютным лидером прироста плановых расходов является статья «Национальная оборона». Расходы на эти цели (причем, заметим, только транспарентные, проходящие в открытой части бюджета) увеличиваются почти на 3 трлн рублей, до 10,775 трлн рублей, или 6% ВВП. С учетом же расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность совокупные «силовые» расходы казны достигнут в 2024 году 14,16 трлн рублей — это 39% расходов бюджета, 7,9% ВВП. Для сравнения: в последнем спокойном 2021 году соответствующие расходы составляли всего 5,9 трлн рублей (24% расходов, 4,4% ВВП).

Еще одним «бенефициаром» бюджета-2024 являются социальные расходы. Ассигнования по разделу «Социальная политика» увеличиваются более чем на 900 млрд рублей, до 7,73 трлн (правда, этот прирост не позволит сохранить долю таких трат в расходной части — она уменьшится против ожидаемой оценки текущего года на 0,4 п. п., до 21,1%). По отношению к ВВП социальные расходы федерального бюджета в 2024 году планируются в размере 4,1%. Это существенно меньше, чем в разгар борьбы с пандемией коронавируса (6,6% ВВП в 2020 году).

А вот расходы по разделу «Национальная экономика» планируется сократить даже по номиналу — до 3,89 трлн рублей против 4,3 трлн по ожидаемой оценке исполнения текущего года. По отношению к ВВП этот класс расходов последовательно сокращается с 2020 года, когда он в составе контрпандемийных мер правительства был повышен до 3,3% ВВП. В 2024 году расходы бюджета на национальную экономику опустятся до 2,2% ВВП.

Доходы бюджета будущего года Минфин калькулирует в размере 35 трлн рублей (+29% к прошлогодним проектировкам), причем ненефтегазовые доходы должны достичь 23,3 трлн рублей, ровно двух третей совокупных. Эти параметры предполагают крайне скромный дефицит - всего 1,6 трлн рублей, или всего 0,8% прогнозного номинального ВВП будущего года.

Использованные Минфином при калькуляции бюджета макропараметры (средняя экспортная цена российской нефти — 71,3 долл./баррель, среднегодовой курс — 90,1 руб./долл., рост ВВП на 2,3% против ожидаемого МЭР 2,8% в этом году) кажутся довольно консервативными на фоне сегодняшних значений и трендов, поэтому оценку доходов, а значит, и расходов бюджета можно считать даже заниженной.

Интересно, что номинальный прирост бюджетных доходов будущего года проектируется Минфином на уровне 6,4 трлн рублей. При этом «внеплановые» налоговые инициативы фискального ведомства — налог на сверхдоходы и новые экспортные пошлины («Эксперт» разбирает подробно эту новеллу на стр. 12 в статье «Минфин опять заметил экспортеров») — при лучших раскладах в совокупности могут принести казне только триллион. Таким образом, фискалы все же делают основную ставку на рост экономики и более полное изъятие нефтегазовой ренты.