Вызовы псевдоисламской культуры

6 ноября 2023, 00:00
РАМАЗАН РАШИДОВ/ТАСС

Бурные события в Дагестане оставляют за собой длинный шлейф выводов. Фантасмагоричный поиск евреев в самолете и гостинице обернулся разносом критической инфраструктуры махачкалинского аэропорта и практически уличным бунтом в потенциально опасном с точки зрения межнациональных и межрелигиозных отношений регионе. Более того, организаторы акции, в которых легко угадываются украинские и западные спецслужбы, не остановились и продолжают попытки вновь спровоцировать дагестанцев на протест — теперь в защиту арестованных участников беспорядков.

В оценках произошедшего можно принять самые разные аргументы, и все они будут по делу. Очевидно, что силовики проморгали рождение протестной акции и не отреагировали на активность подрывных телеграм-каналов. А в республике такие вещи расходятся стремительно и никакой тайной для узких групп не являются. Более того, эти же каналы спровоцировали беспорядки во время прошлогодней мобилизации. Как видим, никаких решений принято не было.

Излишне мягкие действия силовиков уже во время погромов объясняют уместной аккуратностью, чтобы дать бунтовщикам спустить пар. Но решились бы протестующие на новые акции, если бы Росгвардия вела себя жёстче?

Сторонники иной точки зрения пытаются доказать, что надо искать глубинные причины в социальной ткани российского Кавказа, обращают внимание на традиционные для региона коррупцию, кумовство, клановость, низкий авторитет закона. И, как следствие, на рост популярности сторонников радикального ислама или альтернативных его учений. Это будет справедливо лишь отчасти: регион в последние годы стал стабильнее и даже богаче за счет развития туризма, выплат участникам СВО и смены логистических маршрутов для торговли с миром.

Можно сетовать на то, каким беззащитным оказалось наше общество перед информационными атаками, спланированными и грамотно осуществленными извне спецслужбами Украины и западных государств. Сотни уничтоженных релейных шкафов, десятки подожженных военкоматов, миллионы рублей, отданные мошенникам с Украины, наглядно демонстрируют эту уязвимость.

Все эти аргументы будут верны и потребуют правильных выводов и решений, во многом уже с успехом опробованных за минувшие годы. Однако, на наш взгляд, важно не упустить из виду и новые обстоятельства, спровоцировавшие людей на совершенно идиотский по смыслу и сути поступок. Старые паттерны здесь перестают работать. Напротив, их использование зачастую сбивает прицел и создает опасные векторы солидаризации.

В первую очередь важно ответить на вопрос: кто те люди, клюнувшие на разводку спецслужб? Разобраться в их мотивации, не ограничившись банальным описанием их глупости, необразованности или религиозных воззрений. Объяснить, почему они посчитали возможным обернуть гнев против государства и порядка, в то время как огромное количество их соплеменников прямо сейчас держат удар на фронтах СВО. А самым известным лозунгом для защиты чести, достоинства и интересов общества стала фраза «Работайте, братья!» Героя России, молодого лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова, перед тем как погибнуть от рук исламистов.

Похоже, мы наблюдаем переход части традиционных и посттрадиционных исламских обществ модерна в эпоху постмодерна с мощным влиянием на процесс цифровой среды и соцсетей. Следуя мировым глобалистским трендам, но не ограничиваясь ими, на российском Кавказе, в молодежной среде, формируется особая псевдоисламская субкультура, замешанная на показной набожности и культе силы, противопоставляющая себя всему вокруг — атеистам, христианам, иудеям, своему же народу, государству и другим мусульманам в том числе.

Она пока хаотична и фрагментирована, но прекрасно манипулируется извне в рамках замусоренного информационного поля и испытанных когнитивных технологий. Возможно, зарождение этих практик мы наблюдали еще десятилетие назад в эпоху событий «арабской весны».

Масштабы проникновения этой субкультуры в умы молодежи Кавказа (и не только), равно как и будущие негативные последствия этого, нам еще предстоит в полной мере осознать. Важно не забывать про традиционные способы сохранения информационного и общественного контура безопасности, но вовремя разглядеть новые вызовы и разработать методы борьбы с ними.