IPO во время СВО

Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам
20 ноября 2023, 00:00

Почему нас ждет бум первичных размещений акций и что это значит для инвесторов и экономики.

Читайте Monocle.ru в

Российский рынок уже переживал бум IPO в 2005–2012 годах (с небольшой паузой в 2009-м), тогда ежегодно размещалось от 13 до 44 компаний. Выход на биржу — после быстрого роста и захвата рыночной ниши, использования различных форм финансирования, в том числе пробы выпуска облигаций, внедрения множества процедур улучшения корпоративного управления, приведения в порядок структуры бизнеса и финансов — был вершиной развития компании, высшей точкой любого стратегического плана. Инвесторы — сначала институциональные, а потом и частные — также достаточно позитивно воспринимали большинство эмитентов. После 2013 года по ряду причин, в том числе из-за потери интереса иностранных инвесторов к российским предприятиям, размещений стало существенно меньше. Худшим по данному показателю стал 2022 год, когда на биржу вышла всего одна компания — Whoosh (оператор краткосрочной аренды самокатов).

При этом число частных инвесторов, открытых и активных брокерских счетов росло и в прошлом году, и в нынешнем. На фоне рекордно низких ставок по депозитам в 2022 году снова активизировались размещения облигаций, причем в основном высокодоходных (ВДО). Эмитенты небольшого и среднего размера из разных отраслей — от лизинга и строительства до промышленных компаний и финтеха — ловили удачный момент, когда ставки могли быть в диапазоне 12–15% (невероятно низкий показатель для дебюта компаний с рейтингами от В− до ВВ+ и умеренно высокими кредитными рисками). Однако после нескольких раундов повышения ключевой ставки такие возможности остались в прошлом. Сейчас сегмент ВДО берет паузу.

Но частные инвесторы, которые были основными покупателями этих бумаг, теперь жаждут увидеть новые инструменты. Ими станут акции газелей — быстрорастущих средних компаний, не лидеров в своих отраслях по объемам бизнеса, но чемпионов по динамике или маржинальности.

За первые десять месяцев 2023 года на Московской бирже разместились всего три компании: Центр генетики и репродуктивной медицины Genetico, финтех CarMoney («СмартТехГрупп») и IT-компания «Астра». «Астра» объявила о начале сбора заявок на 10,5 млн акций (5% капитала) 5 октября, а уже через неделю, 12 октября, закрыла книгу более чем с 20-кратной переподпиской. Акции были размещены по верхней границе первоначального диапазона, причем буквально за считаные дни капитализация выросла более чем на треть. В ноябре на биржу вышла четвертая компания — Henderson, сеть магазинов мужской одежды. Скоро к ним присоединится «Южуралзолото». Дальше, видимо, дело пойдет еще активнее.

Во-первых, Совкомбанк. Эта кредитная организация давно собиралась, но несколько раз переносила дебют. IPO Совкомбанка можно смело назвать самым ожидаемым на финансовом рынке: крупный универсальный и высокорентабельный банк вызовет большой интерес инвесторов. Особенно с учетом хорошей дивидендной политики и ожидания дальнейшего роста прибыли (за девять месяцев 2023 года рентабельность капитала составила 55%, а сам капитал вырос на треть).

КЛВЗ «Кристалл», производитель алкогольной продукции, планирует привлечь в результате IPO 1,5 млрд рублей; Мосгорломбард (АО МГКЛ), крупнейшая сеть ломбардов, трансформирующаяся в ресейл-экосистему, — 500 млн.

Ближайшее и при этом наиболее масштабное размещение ожидается 21 ноября, когда на биржу выйдет ПАО «ЕвроТранс» (сеть АЗС «Трасса»). В 2023 году компания уже привлекла на внебиржевом рынке (от акционеров и нескольких тысяч инвесторов) более 11 млрд рублей. Общий объем размещения «ЕвроТранс», включая фондовый рынок, может превысить 26 млрд.

Сергей Швецов, глава наблюдательного совета Мосбиржи, недавно заявил о нескольких десятках размещений, запланированных на следующий год, отметив, что большинство из них будут небольшими. Так же как и на облигационном рынке, средний бизнес здесь активнее крупного. Это в значительной степени определяет и структуру инвесторов: как и в случае с ВДО, в новом буме IPO примут участие в основном «частники», а не «институционалы».

Дело в том, что у «частников» выше не только склонность к риску, но и здоровый интерес к новым именам и инструментам. Однако они могут быть и более импульсивны: если капитализация эмитента после размещения начнет снижаться, это может вызвать сильное разочарование. ВДО инвесторов, несмотря на алармистские прогнозы, пока не разочаровали: дефолтов крайне мало, то есть высокая доходность не коррелирует с реализацией риска.

А вот с размещениями ключевой вопрос такой: эмитент хочет привлечь как можно больше денег, инвесторы стремятся получить дисконт, чтобы иметь потенциал роста стоимости. Эта дельта между желаниями двух участников процесса и есть предмет балансировки. Но рынок сейчас в некоторой эйфории: инвесторы хотят больше, у них много ресурсов, и для эмитентов высок соблазн выходить на биржу с переоценкой. А это чревато как раз падением котировок после IPO и дальнейшим общим негативом.

Впрочем, тут снова возникает вопрос, что же такое успешное IPO. Если после размещения начинается снижение и инвесторы не видят роста капитализации, а лишь ожидают дивидендов, это можно назвать успехом владельцев компании, которые привлекли средства максимально эффективно.