Прояснить детали болгарской инициативы и обсудить ее последствия с «Моноклем» согласился Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов.
— Какой именно платеж ввел болгарский парламент?
— Закон с момента его публикации 13 октября ввел дополнительный фискальный сбор «за импорт и транзитную передачу природного газа, происходящего из России» в размере 20 левов за мегаватт-час. Это огромная величина: по текущему валютному курсу она составляет примерно 128 долларов за тысячу кубометров. (Для сравнения: действующий тариф на прокачку российского газа в Европу через Украину по контракту 2019 года составляет 31,25 долларов за тысячу кубометров — «Монокль»). Таким образом, новый болгарский сбор носит, по сути, заградительный характер.
Поправки, внесенные 16 ноября, касаются того, кто именно должен уплачивать этот сбор. Первоначально закон был сформулирован так, что крайним, неожиданно для самих парламентариев, оказалась болгарская же государственная компания «Булгартрансгаз» — оператор национальной газотранспортной системы. Именно с ней у «Газпрома» подписан контракт на транзит газа. Соответственно она и является получателем транзитных платежей. Поэтому налоговая служба недолго думая решила взять всю величину сбора с родного «Булгатрансгаза», разом доведя компанию до предбанкротного состояния.
В новой редакции закона бремя уплаты сбора возложено на неназванных «пользователей услуги транзитной транспортировки газа». О ком именно идет речь, не совсем ясно.
— Очевидно, речь идет о «Газпроме» либо о компаниях — конечных покупателях российского газа. Насколько легитимно решение Болгарии с точки зрения законодательства ЕС?
— «Газпром» и получатели российского газа в Сербии, Венгрии и в других странах, скорее всего, откажутся уплачивать данный сбор. Характерно, что ПАО «Газпром» старается вообще не комментировать этот вопрос. А сербы и венгры на самом высоком уровне выражали свое крайнее возмущение. Но независимо от того, будут подчиняться отдельные компании такому требованию или нет, дело, без сомнения, имеет судебную перспективу, причем, возможно, к Болгарии будет подан коллективный иск. Венгрия уже направила письмо в Европейскую комиссию с требованием открыть дело против Болгарии о неправомерности ее действий с точки зрения норм ЕС, угрожая подать иск в суд ЕС.
Болгарский сбор, очевидно, противоречит и транзитному контракту (в нем четко зафиксированы все условия поставок), и правилам ВТО, поскольку вводится только для поставляемого из России газа и не связан с обеспечением национальной безопасности и с другими исключениями, разрешенными в рамках ВТО. Но болгарский закон формально включен в санкционный пакет мер, связанных с Украиной, что сделано, думаю, намеренно, чтобы поставить будущих судей перед политическим выбором, поскольку с точки зрения общих норм международного права позиции Болгарии более чем шатки.
— Каков мотив болгарской инициативы?
— В самом законе отсутствует какое-либо обоснование принятого решения. Скорее всего, его и нет: эта мера явно и довольно сильно выбивается даже из общей санкционной политики ЕС, старательно обходящей газовые вопросы. Через Болгарию сейчас проходит половина всех поставок российского трубопроводного газа, идущих в ЕС и страны бывшей Югославии. В 2022 году на ее рынок и через нее было прокачано 11,6 миллиарда кубометров, в 2023-м, по моей оценке, поставки составят приблизительно столько же: около 12 миллиардов кубометров. Таким образом, годовая величина сбора может достигать 1,2–1,3 миллиарда долларов. С учетом хронического дефицита госбюджета Болгарии это более чем лакомый кусок. Не удивлюсь, если основная причина введения сбора именно меркантильная. И уже на нее наложились, во-первых, внутриполитическая борьба: закон стал одной из ярких инициатив нового премьер-министра Болгарии Николая Денкова, пытающегося быть радикальнее брюссельских бюрократов в их борьбе с Россией. Характерно, что против закона изначально выступал его политический противник президент страны Румен Радев.
Во-вторых, это, несомненно, своеобразная месть «Газпрому» за отказ от прямых поставок газа в Болгарию начиная с 26 апреля 2022 года (когда та отказалась от так называемого перевода оплаты в рубли). Замещение российского газа далось Болгарии нелегко. За май‒декабрь 2022 года она сократила потребление газа на 26,1 процент год к году (при среднем по ЕС уровне 16,6 процента), за январь‒сентябрь 2023-го — на 14,4 процента (при среднем уровне 9,4 процента). Если взять за базовый 2021 год, то по итогам 2023-го потребление газа в Болгарии окажется, вероятно, на 44 процента ниже, что дает годовую экономию почти в полтора миллиарда кубометров, или примерно в половину бывших российских поставок. Остальной объем возмещается импортом из Греции (преимущественно регазифицированного сжиженного природного газа), а также, по всей видимости, сохраняющимися серыми поставками российского газа (путем перепродаж со стороны европейских трейдеров). Но все это обходится Болгарии дороже прямых поставок из России, а газоснабжение остается весьма уязвимым. Поэтому среди болгарских политиков, очевидно, накопилось изрядное раздражение против «Газпрома».
Болгария в очередной раз продемонстрировала свою несостоятельность в качестве надежного экономического партнера
И в-третьих, это весьма похоже на сведение счетов с соседними странами — Венгрией, Сербией и Северной Македонией, к каждой из которых у Болгарии, видимо, свой счет. Именно они могут стать в итоге основными жертвами этого сбора.
— Затрагивает ли нынешняя коллизия интересы Турции? Может ли она каким-то образом повлиять на Болгарию?
— Как ни странно, болгарский радикализм играет в целом на руку Турции. Несмотря на внешне дружеские отношения с Москвой, в Анкаре явно присматриваются к возможности использовать в долгосрочной перспективе болгарскую газотранспортную систему, в том числе «Балканский поток», для собственного экспорта газа (точнее говоря, для реэкспорта российского или иранского газа под турецким товарным знаком). Поэтому чем меньше прямых поставок российского газа идет на границу с ЕС и чем с большими трудностями эти поставки сталкиваются, тем выше шансы Турции стать серым реэкспортером, играя роль политически нейтрального посредника между Россией и ЕС. К сожалению, нельзя сказать, что такой сценарий невозможен.
С другой стороны, Турция, полагаю, испытала большое облегчение от того, что сама с 2020 года отказалась от болгарского транзита в пользу прямых поставок по «Турецкому потоку»: до этого основную часть российского газа наряду с поставками по «Голубому потоку» Турция получала транзитом через Трансбалканский газопровод, идущий через Болгарию.
— Может ли Болгария полностью прекратить транзит российского газа?
— Теоретически да. Это, конечно, невозможно с точки зрения транзитного контракта, но за 2022–2023 годы мы видели много примеров нарушения контрактных обязательств со стороны европейских компаний, если это благословляется санкционной политикой ЕС. В Брюсселе постарались дистанцироваться от болгарского сбора и будут однозначно журить Софию за действия по физическому препятствованию транзиту, но с трудом верится, что ее за первое или за второе накажут. Другой вопрос, на чью сторону встанут европейские суды. Но судебные тяжбы — это многолетний процесс, а транзит нужен сейчас. Поэтому риск есть. Сдерживают его, думаю, прежде всего перспектива дальнейшей эскалации отношений Болгарии с соседними странами, а также, вероятно, сохраняющаяся зависимость от серых поставок российского газа на ее внутренний рынок: они станут невозможными при прерывании транзита. Кроме того, это сильно ухудшит и без того неблестящее финансовое положение «Булгартрансгаза». В целом такая перспектива пока выглядит не особо вероятной.
— Может ли наша страна инициативно отказаться от болгарского транзита?
— Нет, не может. На сегодняшний день это единственный маршрут поставок российского газа в Грецию, Румынию, Сербию, Северную Македонию и Боснию и Герцеговину и основной –— в Венгрию; с этими странами «Газпром» имеет действующие долгосрочные контракты на поставку газа. Так, в октябре через Болгарию в Венгрию было поставлено 621,6 миллиона кубометров российского газа, в Грецию — 241,3 миллиона, в Сербию и Боснию и Герцеговину — 140,7 миллиона, в Северную Македонию — 25,9 миллиона, в Румынию и саму Болгарию (в последнюю — в виде предполагаемых серых перепродаж со стороны европейских трейдеров) — 263 миллиона. Полностью заместить российский газ способна только Греция (благодаря закупкам сжиженного природного газа). Для всех остальных указанных стран полноценной альтернативы российскому газу пока нет. Поэтому, скорее всего, пока будут длиться судебные тяжбы с болгарами, новый сбор не приведет к принципиальному снижению поставок.
В первой половине ноября среднесуточные поставки российского трубопроводного газа на турецко-болгарскую границу снизились до 36,6 миллиона кубометров по сравнению с 41,7 миллиона в октябре и 43,3 миллиона в сентябре. Однако насколько это может быть связано с введенным сбором, пока судить сложно: болгарский транзит и до этого отличался высокой волатильностью, еще в мае он колебался на уровне всего 22 миллионов кубометров в сутки. В целом в месяц через Болгарию транспортируется от 0,7 до 1,4 миллиарда кубометров российского газа в зависимости от спроса. И пока поставки остаются значительно выше уровня прошлого года: с 1 по 15 ноября прирост год к году составил 43,4 процента.
Что касается Болгарии, то она, честно говоря, не особо удивила наблюдателей, в очередной раз доказав свою фундаментальную несостоятельность в качестве надежного экономического партнера, о чем эксперты предупреждали еще до ее выбора в качестве страны — транзитера российского газа в Сербию и Венгрию (транзит в другие соседние страны она осуществляла и ранее). И это никак не связано с украинским конфликтом или вообще с геополитикой. Просто сотрудничество с Россией стало в Болгарии уже традиционной разменной монетой в бурной внутриполитической борьбе.
Ранее по вине политического руководства страны срывались такие крупные международные проекты, как нефтепровод Бургас — Александруполис или газопровод «Южный поток», не говоря уже про некрасивый отказ Болгарии от двустороннего проекта создания АЭС «Белене». Будем надеяться, что российские правительство и компании все же учтут печальный многолетний опыт и будут за много верст обходить Болгарию при реализации любых новых международных проектов, особенно инфраструктурных.