Самые сильные и продолжительные протесты, в ходе которых фермеры надолго перекрывали автомобильные дороги, охватили Германию и Францию.
Французским труженикам села повезло больше всех: власти пошли им навстречу, пообещав выделить фермерам финансовую помощь в размере 150 млн евро, снизить налоги на наследование фермерского хозяйства и препятствовать подписанию Евросоюзом соглашения о свободной торговле с МЕРКОСУР, объединяющим Аргентину, Бразилию, Уругвай и Парагвай. При этом у правительства Франции нашлось 2 млрд евро, но не на помощь существующим фермерским хозяйствам, а для субсидирования вновь создаваемых сельхозпредприятий. Профсоюз французских фермеров заявил, что прекращает акции протеста, но готов их вновь возобновить, если правительство не выполнит свои обещания.
«Цена вопроса» прекращения протеста германских фермеров, по разным оценкам, составляет всего от 250 до 480 млн евро в год, которые правительство ФРГ планировало заработать на сокращении налоговых льгот для фермеров, в том числе на дизельное топливо. В принятом 2 февраля Бундестагом федеральном бюджете Германии действительно внушительная дыра: 477 млрд евро расходной части, из них 39 млрд составляет дефицит — его планируется покрыть займами. Однако в расходной части бюджета заложено 7,6 млрд евро на помощь Украине, что примерно в 20 раз превышает сумму, которую планируется собрать с бастующих фермеров. Кроме того, с точки зрения фермеров, несправедливо облагать используемое ими дизельное топливо высокими налогами, поскольку автомобилисты платят топливный налог, идущий на содержание дорог, в то время как сельхозработники бороздят на своих тракторах лишь просторы германских полей.
В Брюсселе фермеры протестовали во время проведения саммита ЕС, на котором его щедрые лидеры не пожалели выделить 50 млрд евро из денег европейских налогоплательщиков той же Украине. Правда, лидеры ЕС пообещали накануне саммита прекратить импорт дешевого продовольствия с Украины. Во время саммита фермеры поджигали привезенную с собой солому, бросали в полицию бутылки и даже повалили статую, стоящую на городской площади, а полиция применила против них водометы.
Лидеры ЕС догадались, что фермеры не удовлетворились запретом на импорт украинских продуктов питания, и провели встречу с лидерами их профсоюза. ЕС на встрече представляли глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте (проигравший последние парламентские выборы в том числе из-за наплевательского отношения к голландским фермерам). «У нас была очень конструктивная, очень хорошая встреча. Мы выслушали основные жалобы, тревоги и опасения фермеров», — заявила фон дер Ляйен. Но то ли не поняла, чего хотят фермеры, то ли решила поиздеваться над ними, добавив: «…мы разделяем одни цели, например защиту природы».
Те, кто имел несчастье заниматься сельским хозяйством, прекрасно знают, насколько это тяжелый труд и малорентабельный бизнес. Если фермеры в большинстве стран ЕС бросили свои хозяйства и готовы сутки напролет протестовать под открытым зимним небом, это означает, что они действительно находятся в трудном положении. Однако, судя по реакции европейских чиновников, они не только не понимают их проблем, но и не хотят вникать в них. Дело даже не в недостатке денег: ЕС без труда мог бы выделить несколько миллиардов евро для нормального функционирования европейского сельского хозяйства. Но что лично потеряет Урсула фон дер Ляйен, если фермеры разорятся и станут претендовать на пособия по безработице? Деньги на пособия можно занять, а продукты питания — импортировать, но при этом бодро отчитаться на каком-нибудь «важном саммите» о значительном сокращении Евросоюзом «вредных выбросов». Негоже ведь чиновнику, размышляющему о будущем планеты и о своем месте в истории, опускаться до таких мелочей, как материальные проблемы фермеров.