Такого я не видел ни на одном заводе: после окончания смены рабочие деловито берут полотенце и идут… в сауну, расположенную в двух шагах от цеха. В этом нет ничего необычного, если вспомнить, что баня с сухим паром в Финляндии место почти культовое: на 5,5 млн жителей там построено более 1,5 млн саун. Возможность основательно прогреться зимой — это не только часть финской культуры, но и составляющая национальной политики: считается, что процедуры парения в суровом климате полезны не только для здоровья, но и для психики, а значит, благотворно влияют на социум в целом. Поэтому сауны есть в многоквартирных домах, государственных и общественных учреждениях, на производственных объектах.
Закономерно и наличие парилки на российском заводе автомобильных шин во Всеволожске под Санкт-Петербургом. В 2005 году предприятие мощностью 17 млн шин в год построил финский концерн Nokian Tyres, в общей сложности вложив в один из крупнейших шинных заводов в Европе более миллиарда евро. В разгар санкционной войны в июле 2022 года финны приняли решение уйти из РФ, и компания была продана российской стороне за 285 млн евро.
«Монокль» из первых рук узнал, как шинному предприятию удалось сохранить не только финскую сауну, но и все производственные процессы и даже технологии, обогатив их своими ноу-хау.