Двадцатого марта премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об отсутствии общепризнанных карт, на основе которых должен быть осуществлен процесс делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. «Согласия по каким-либо картам между Арменией и Азербайджаном нет. Есть согласие о том, что Армения и Азербайджан признают территориальную целостность на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, и есть взаимопонимание, что должен состояться процесс делимитации. Для этого политической основой должна быть Алма-Атинская декларация», — сказал он.
А ведь еще двумя днями ранее руководитель правительства Армении заявил, что процесс делимитации и демаркации границы между Ереваном и Баку переходит к практическому этапу. Однако попытка начать этот процесс показала, что он находится в глубоком тупике.
Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. «Самый правильный вариант — через территорию Мегри (город на юге Армении. — “Монокль”). В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок. «В противном случае Армения навсегда останется тупиком. Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев.
Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км. «Не буду вдаваться в чрезмерные детали о том, какое оружие будет отправлено, но все это оборонное оборудование, потому что приоритет в этом регионе — защита населения и границ», — сказал Лекорню, дав понять, что границ у военного сотрудничества двух стран практически нет. Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению.
Вряд ли Азербайджан, пока еще имеющий огромное военное превосходство над Арменией, будет спокойно наблюдать за тем, как его соперник становится с каждым днем сильнее. В таком случае Баку не только никогда не получит обещанного ему Зангезурского коридора, но и в будущем вновь может столкнуться с войной с Арменией за Нагорный Карабах.
У ближайшего союзника Азербайджана Турции свои счеты с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Во-первых, французский президент в 2020 году, пообещав вступить в войну на стороне Греции, сорвал план своего турецкого коллеги Реджепа Эрдогана получить часть шельфа богатых полезными ископаемыми греческих островов, которые находятся вблизи территории Турции. А во-вторых, Макрон развернул борьбу с французскими радикальными исламскими проповедниками, что воспринимается в Анкаре как борьба с исламом вообще и с Турцией в частности.
Что касается России, то Пашинян еще осенью фактически растоптал с ней отношения, отозвав своего представителя из ОДКБ, ратифицировав Римский статут Международного уголовного суда и пойдя на резкое сближение с Украиной. Однако недавно выяснилось, что в отличие от англичан, которые уходят не прощаясь, Пашинян, распрощавшись и громко хлопнув при этом дверью, думает, что остался в гостях: он снова начал спекулировать членством Армении в ОДКБ и присутствием российских солдат, в частности пограничников, в своей стране. Дескать, «торг уместен» и он к нему готов, но явно не смог вызвать ответный интерес у Москвы, которая терпеливо наблюдает за нестандартным внешнеполитическим поведением Еревана.
А предложение Макрона отправить французские войска на Украину для противодействия российской армии сделало и без того крайне шаткое положение Армении еще более неустойчивым.
Год назад Макрону представлялось, что Армения — это лакомый кусок, оставшийся без присмотра. А недавно он подумал, что шаткую ситуацию на Украине он может переломить, не прилагая особых усилий, лишь с помощью угрозы отправить туда французскую армию. Однако, пытаясь распространить сферу своего влияния и на Армению, и на Украину, Франция явно не рассчитала собственные силы и оказала обоим своим протеже медвежью услугу, заставив отвергнуть возможность мирных договоренностей и тем самым существенно повысив военные риски.