Новая линия предприятия стоимостью около 500 млн рублей способна производить более 1500 тонн продукции в месяц, а число упаковочных автоматов увеличилось втрое: одновременный выпуск разных вкусов и фасовки вырос с трех до восьми упаковок — за сутки производится более миллиона пачек чипсов. Линия позволяет калибровать лепестки картофеля по размеру и цвету и обеспечивает равномерное распределение специй.
После прекращения в 2022 году поставок в Россию чипсов Pringles американской компании Kellogg на рынке появилась свободная ниша, считают эксперты. Но «Московскому картофелю», чьими бенефициарами являются топ-менеджеры компании Наталья Голубович и Алексей Пашкин, придется конкурировать за внутренний и внешний рынки с такими крупными производителями, как европейская Lorenz Naturals, американская и локализованная в России PepsiCo Lay’s, а также отечественными «Хрустящим картофелем» от «КВД Яшкино», Bruto от ФДК, «Русской картошкой» от «Русскарт» и еще несколькими десятками компаний.
Причем борьба будет жесткой, поскольку производство картофельных чипсов в России по итогам 2022 года составило 185 409 тонн, при том что прогнозы внутреннего потребления давали цифру в 150,8 тыс. Импорт заметно снизился по сравнению с прежними периодами, достигнув 9,4 тыс. тонн, а экспорт, напротив, за 2018–2022 годы вырос в среднем на 17,3% по весу (до 44 тыс. тонн) и на 30,3% по стоимости (до 187,6 млн долларов). По данным BusinesStat, в 2023 году продажи чипсов в стране повысились на 4,4% к уровню прошлого года — до 134 тыс. тонн.
Потребительские предпочтения пока также неоднозначны. BusinesStat указывает, что если в 2020–2021 годах продажи картофельных чипсов увеличивались на 3,5–6,8% в год из-за сокращения доходов и снижения посещаемости кафе и ресторанов, то в 2022-м после резкого скачка цен упали на рекордные 11,1%. Впрочем, в прошлом году продажи вновь пошли в рост, прибавив 4,4%, и это явно не предел. «Перспективы для развития есть, поскольку ряд брендов ушли из России, потребление понемногу увеличивается. Кроме того, сам картофель на фоне высокого урожая в 2023–2024 годах подешевел, что позволило сдержать потребительские цены», — говорит исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников. Другое дело, отмечает эксперт, что в стране появляется немало новых предприятий по выпуску чипсов: в Красноярской области PepsiCo запускает новый завод, российские производители наращивают мощности, вводят в эксплуатацию линии в Подмосковье, Калининградской, Ленинградской, Орловской, Тульской и других областях. «Вероятно, основные объемы продукции новых предприятий пойдут на экспорт, поскольку внутренний рынок сейчас перенасыщен», — предполагает Алексей Красильников.
При этом эксперт предупреждает, что уже через год-два изготовителей чипсов начнет сдерживать Минсельхоз. Дело в том, что ведомство с этого года ввело квоты на ввоз семян картофеля, пригодного для выпуска чипсов и картофеля фри. «Мы импортировали 12–13 тысяч тонн элитных семян для производства своих семян, необходимых для выращивания пригодных к переработке сортов, — говорит Алексей Красильников. — В 2024 году квота составит 600 тонн, из которых реально удастся завезти только 400. На этот сезон запасов еще хватит, но через два-три года, с вводом в строй новых мощностей по переработке картофеля, заводы останутся без сырья либо будут вынуждены заменить его менее качественным российским».