Российская EdTech-компания «Светофор Групп» планирует разместить привилегированные акции на Санкт-Петербургской валютной бирже (СПВБ). «Светофор» ― оператор онлайн-платформы по теоретической подготовке водителей и сети учебных центров, резидент фонда «Сколково». Обыкновенные акции компании уже торгуются: три года назад «Светофор Групп» провела IPO на Мосбирже, ее бумаги обращаются в секторе роста. Именно поэтому необычен выбор площадки для размещения «префов» ― вместо главной в стране Мосбиржи эмитент неожиданно выбрал СПВБ. Похоже, дело не только в том, что и сама «Светофор Групп» — компания питерская. Это первый шаг для петербургской площадки, которая хочет развить у себя рынок акций. И это означает, что у Мосбиржи снова появляется конкурент, а на российском финансовом рынке набирает силу уже четвертая биржа (помимо Московской, Санкт-Петербургской и товарной СПБМТСБ).
Готовы размещать
СПВБ далеко не новичок, она была основана еще в 1992 году ведущими банками Санкт-Петербурга и комитетом по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В СПАРКе нет информации о владельцах биржи и о ее связях, за исключением того, что в 2019 году Сбербанк владел небольшим пакетом в 11%.
Сегодня на СПВБ работают валютный, долговой и денежный рынки ― на ней регулярно размещают свободные средства Санкт-Петербург, Ленобласть, Русское географическое общество, НПФ «Достойное будущее» (входит в ГК «Регион»), ВЭБ.РФ и даже Федеральное казначейство. В 2023 году общий объем торгов в секциях СПВБ вырос на 4%, до 62 трлн рублей ― почти полностью этот объем обеспечил денежный рынок.
И вот теперь площадка собирается развить и рынок долевого капитала. «СПВБ имеет четкие цели и планы по захвату доли рынка акций, ― рассказал “Моноклю” председатель правления АО СПВБ Борис Ярышевский. ― До конца текущего года на нашей площадке будут размещены ценные бумаги минимум пяти эмитентов — высокотехнологичных компаний. Кроме того, мы делаем упор на компании как средней, так и малой капитализации». Глава площадки подчеркивает: СПВБ уже конкурирует в секторе ценных бумаг, что соответствует ее растущим амбициям. «Наши ключевые преимущества — это технологичность, гибкий подход в работе с клиентами, оперативность рассмотрения заявок и лояльные требования к компаниям, которые намереваются выйти на фондовый рынок, — перечисляет Борис Ярышевский. ― Два основных кита успеха СПВБ — минимум бюрократии и молниеносная скорость принятия решений внутри». Он также добавил, что площадка готова предложить инвесторам и эмитентам уникальные продукты и не ограничивает себя традиционными биржевыми направлениями деятельности, но не уточнил, о чем именно идет речь.
Для размещения акций нужна широкая база инвесторов ― на СПВБ говорят, что она уже есть: биржа сотрудничает с крупнейшими российскими банками с брокерскими лицензиями, которые, в свою очередь, взаимодействуют с частными инвесторами. «Сейчас биржа активно общается с НПФ, управляющими компаниями и другими участниками финансового рынка. Готовы частично или полностью компенсировать брокерам затраты на подключение к нашей площадке», ― сказал Ярышевский.
СПВБ существует уже много лет, и у нее есть контрагентские отношения с большим числом игроков, в первую очередь с казначействами банков, так как на СПВБ торгуются в основном валюта и облигации, рассуждает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс». Но раз банки имеют такой доступ, продолжает он, то и провести IPO будет достаточно легко: клиенты брокера подают заявки на внебиржевую покупку, казначейства брокера берут акции на СПВБ и тут же продают клиентам на внебиржевом рынке за комиссию.
«Такие размещения подходят в первую очередь тем эмитентам, которым не так важны вторичные биржевые торги акциями, тем более что сейчас биржа как таковая не особо для этого нужна, ― полагает Тузов. ― К примеру, клиенты “Тинькофф инвестиций” успешно торгуют по выходным на внебиржевом рынке. В то же время, если размещение будет не очень большого объема и есть уже список инвесторов, не исключено, что может быть и переподписка».
Все свое ― и инвесторы, и эмитенты
СПВБ врывается на российский рынок акций в самый подходящий момент: как раз сейчас он переживает настоящий бум IPO. Причем в отличие от 2005‒2007 годов, когда мы видели огромные размещения преимущественно на внешних рынках, а акции уходили в руки западных инвесторов, сейчас размещаются не такие большие компании ― но полностью внутри страны и среди широкого круга физлиц.
«Перспективы российского фондового рынка выглядят сильными, ― уверен Борис Ярышевский. ― Число инвесторов и объем их средств продолжат расти. Этому будут способствовать рост финансовой грамотности и повышение благосостояния населения, активное продвижение брокерских услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Активность IPO будет продолжаться по крайней мере весь 2024 год, пока ключевая ставка Банка России находится на высоком уровне. На фоне высокой стоимости заимствований многие эмитенты будут задумываться о привлечении капитала за счет размещения акций на рынке».
Действительно, в 2023 году состоялось семь IPO, в этом ожидается уже около 20. И денег хватает на всех: аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын приводит в пример недавнее IPO МТС-банка, где объем заявок на участие составил 168 млрд рублей. «Это не значит, что инвесторы действительно были готовы столько вложить, — они рассчитывали, что заявки будут удовлетворены лишь на 10‒15 процентов, но, так или иначе, около 200 миллиардов рублей на инвестиции, связанные с IPO, у рынка есть, ― рассуждает Делицын. ― Эмитентов много, работы по подготовке и проведению размещений много. При этом возникают возможности и для бирж. К примеру, Лондонская биржа в определенный период своего развития прямо позиционировалась как более доступная и быстрая альтернатива Нью-Йорку. Сейчас возможности для наличия нескольких площадок для проведения IPO возникли и у нас, поскольку желающих разместиться много и средства у инвесторов есть». В прошлом биржи конкурировали не столько ценами, сколько скоростью и простотой проведения IPO, продолжает аналитик ФГ «Финам», а чем крупнее биржа, тем она, как правило, становится требовательнее к эмитентам. «К примеру, крупная биржа может отказать во включении в индексы компаниям, выпустившим акции нескольких классов (класса A и класса B, дающие разные права владельцам). Соответственно, новые биржи обычно привлекают эмитентов упрощенными условиями размещения», ― говорит Леонид Делицын.
На горизонте у Мосбиржи появляется новый потенциально мощный конкурент в виде СПВБ
Артем Тузов приводит цифры: прогнозировалось, что в 2024 году пройдет 10‒15 размещений в общей сложности на 40 млрд рублей, но с начала года этот показатель уже превзойден. А с 2023 года через IPO уже привлечено 78 млрд рублей. Да и объемы размещений постоянно растут. В 2023 году начали с Genetico и привлечения 150 млн рублей, потом взяли планку 5 млрд, потом 15 млрд.
Сейчас СПВБ говорит о своем интересе к высокотехнологичным эмитентам. Но, напоминает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс», в 2022 году сообщалось, что СПВБ может начать торги акциями подсанкционных компаний. «IPO компании, которая далека от санкций, может быть способом проверить инфраструктуру, неким MVP ( Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт), после чего можно будет перейти уже к размещению санкционных компаний, на которые может быть значительный спрос со стороны патриотической части общества, и в то же время листинг таких компаний на Мосбирже и торговля ими может нести риск вторичных санкций, ― рассуждает Тузов. ― Поэтому помимо самого IPO понадобятся и другие новации в инфраструктуре рынка». Эксперт напоминает: до 2005 года был период, когда акции «Газпрома» не торговались на ММВБ ― и не исключено, что мы вернемся к практике нескольких бирж.
Напомним, с середины 1990-х и до 2010 года российский рынок жил в ситуации жесткой конкуренции двух площадок ― ММВБ и РТС. В 2011 году ММВБ поглотила РТС, после чего поменяла название на Мосбиржу. В 2018‒2021 годах у нее вновь появился конкурент — Санкт-Петербургская биржа, организованная НП РТС, где торговались акции зарубежных компаний, ликвидность «подсасывалась» с зарубежных площадок. В 2021 году оборот СПБ обогнал оборот по акциям Мосбиржи, последняя бросилась развивать торговлю иностранными акциями у себя. 2022 год нанес по бизнесу СПБ мощный удар, в 2023-м последовали санкции, и сейчас НП РТС ищет новый путь для своей биржи.
И вот на горизонте у Мосбиржи появляется новый потенциально мощный конкурент, чей бизнес имеет гораздо более устойчивую базу (долговой, денежный и валютный рынки, ориентированные целиком на внутренних игроков), чем была в свое время у СПБ.
Пока обороты СПВБ кратно ниже, чем у Мосбиржи: так, оборот денежного рынка московской площадки в 2023 году составил 837,5 трлн рублей против 62 трлн у СПВБ. Но мы уже видели несколько историй успеха питерских команд на российском биржевом рынке ― и, возможно, скоро увидим еще одну. Это точно будет полезно и для инвесторов, и для брокеров, у которых снова появится выбор.