Трамп разрушает институты «глубинного государства»

10 февраля 2025, 06:00
№7

Прошло менее трех недель со дня инаугурации 47-го президента США Дональда Трампа, а сенсационных заявлений, которые он сделал в области внешней и внутренней политики, хватило бы иному главе Белого дома на два президентских срока.

AP PHOTO/MATT ROURKE
Главным достоинством Маска в глазах Трампа является умение в сжатый срок получить реальный контроль над идеологически враждебной организацией
Читайте Monocle.ru в

И пока основное внимание публики приковано к внешнеполитической «разведке боем», главные события развернулись на американском внутриполитическом фронте.

Первый президентский срок дал Трампу понимание: быть провозглашенным президентом США и стать реальным главой государства — разные вещи. В течение своей первой каденции он наивно полагал, что для получения контроля над ФБР или Госдепом достаточно сменить его руководителя. Однако быстро выяснилось: так называемое глубинное государство умеет саботировать любые прямые распоряжения и игнорировать угрозы начальства, а также уворачиваться от настойчивых предложений о дружбе и сотрудничестве. И пока Трамп строил все более коварные планы борьбы с «глубинным государством», оно само выстроило заговор, объединивший руководство Демократической партии, спецслужб, всех соцсетей, основных СМИ, и выкинуло своего противника из Белого дома.

Но Дональд Трамп вернулся, и вернулся не один: он привел с собой предпринимателя Илона Маска, ставшего главой специально созданного под него Департамента эффективности правительства (DОGE). Главным достоинством Маска в глазах Трампа является умение в сжатый срок получить реальный контроль над идеологически враждебной ему организацией, так что она при этом не теряет работоспособности, как это произошло с Twitter. Создавая новые бизнесы, например SpaceX, Макс не брал за основу существующую громоздкую и неповоротливую систему NASA и не отсекал от нее годами все лишнее, подобно Микеланджело. Его подход был инженерным: с нуля создаются лишь те производства и управленческие структуры, без которых ракета не полетит. Переводя стиль управления Маска на девелоперский язык Трампа, можно сказать: если в старом здании завелись паразиты, то проще его снести полностью и построить на этом месте новое сооружение, чем долго и нудно охотиться за его обитателями.

Первой жертвой войны Белого дома с «глубинным государством» стало Агентство США по международному развитию (USAID) с годовым бюджетом около 40 млрд долларов. Организация была создана в 1961 году указом президента Джона Кеннеди с формально благородной целью: оказывать помощь другим странам. Однако на практике USAID было инструментом вмешательства США в дела иностранных государств путем подкупа их СМИ, НКО, политических и гражданских активистов с целью продвижения американских интересов. Например, как недавно выяснилось, 90% СМИ Украины, позиционировавших себя в качестве независимых, существовали на гранты USAID, но скромно умалчивали об этом. Но, продвигая интересы США, USAID их часто путало с программой Демократической партии, потратив 2 млн долларов на пропаганду ЛГБТ и смену пола в Гватемале, 1,5 млн — на продвижение «равенства и инклюзивности» в Сербии, 47 тыс. — на постановку оперы о трансгендерах в Колумбии.

Трамп переподчинил USAID непосредственно новому госсекретарю США Марку Рубио, а из 14 тыс. сотрудников на своих рабочих местах остались лишь 294 человека, остальных отправили в административный отпуск и, вероятнее всего, вскоре уволят.

Можно задаться вопросом: почему Трамп не трогал USAID в ходе своего первого президентского срока? Тогда он полагал, что ему удастся перехватить контроль над столь полезным инструментом, но Агентство продолжило продвигать интересы Демократической партии. То есть финансируемые США зарубежные СМИ и организации выступали против политики, проводимой президентом США Дональдом Трампом. Мало того, по словам Илона Маска, на финансировании USAID якобы находились американские издания Politico и New York Times, известные своей постоянной критикой Трампа.

Маск назвал USAID «змеиным гнездом леворадикальных марксистов», и Трамп согласился с этой оценкой, но дал понять, что на месте разгромленной организации должна появиться новая, но более управляемая. «Мне нравится концепция, но ею овладели леворадикальные безумцы», — сказал глава Белого дома.

Однако если расправиться с USAID, созданным президентским указом, было относительно просто, то с другими оплотами «глубинного государства», созданными на основе законов Конгресса США, приходится действовать иначе. Как это происходит в некоторых случаях со зданиями, охраняемыми государством, Трамп решил оставить фасад государственных институтов, пристроив к ним совершенно новое сооружение.

По данным CNN, ФБР передало минюсту США список из 5000 своих сотрудников (из общего числа в 35 тыс.), занимавшихся расследованием в отношении протестующих, которые участвовали в митинге у Капитолия 6 января 2021 года, с пометкой «увольнение».

По сообщению Wall Street Journal, всем работникам ЦРУ (находящимся в США) предложили получить зарплату за восемь месяцев в обмен на увольнение по собственному желанию. Кроме того, по данным издания, Трамп также планирует упразднить федеральное министерство образования, полностью захваченное сторонниками Демократической партии.

NBC News со ссылкой на свои неназванные источники сообщило, что около 60 тыс. федеральных служащих США приняли решение уволиться в обмен на выходное пособие.

Возникает вопрос: кем же заменить десятки тысяч уволенных чиновников? Илон Маск укомплектовал кадровый состав DОGE молодыми людьми, только что окончившими университеты, а в ряде случаев даже студентами. Вероятнее всего, разрушаемые Трампом государственные институты ожидает аналогичный кадровый подход: они будут заново наполнены молодыми сотрудниками без опыта работы, но такими, у которых не будет коррупционных связей со старой политической элитой и не возникнет желания саботировать указания президента.