«Туристы едут не в гостиницы — они едут за впечатлениями и эмоциями» — об этом прежде всего должны сегодня думать инвесторы на гостинично-туристическом рынке для успешной реализации проектов.
Не случайно тема «Отель как часть многофункционального комплекса» стала ключевой на прошедшем недавно форуме Arch & Hotels Forum, в котором приняли участие отельеры, инвесторы, чиновники, архитекторы и проектировщики. Правда, тема впечатлений и эмоций быстро отошла на второй план, уступив место суровым экономическим реалиям.
Гостиничная и туристическая индустрия сейчас находится в фазе активного роста. По данным Минэкономразвития России, за первые девять месяцев 2024 года частные и государственные инвестиции в туристическую отрасль страны выросли на 44%, достигнув 652 млрд рублей. Это почти в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Темпы прироста качественного номерного фонда (к нему относятся гостиничные объекты категорий три‒пять звезд и с номерным фондом более 50 юнитов) ускоряются: от 6,6 тыс. номеров в 2022 году до 9 и 11 тыс. в 2024 и 2025 годах соответственно (по данным NF Group). А начиная с 2029–2030 годов, когда будут вводить в строй мегапроекты, заявленные корпорацией «Туризм.РФ», рынок ежегодно станет увеличиваться на 18 тыс. новых номеров. По сведениям NF Group, на данный момент в стране есть 150 тыс. качественных номеров, но это лишь 13% общего номерного фонда.
Значительная часть нового строительства осуществляется с привлечением льготного финансирования. В настоящее время российское правительство курирует 240 проектов на общую сумму 1,2 трлн рублей, из них объем льготного финансирования — 788 млрд. Льготная ставка по кредитам — плавающая, на данный момент она составляет 3% годовых плюс 30% от действующей ключевой ставки Центробанка. Впрочем, по словам участников форума, реальная ставка льготного кредита (с учетом интереса банков) — 15%.
Многие крупные туристические проекты — курорты Краснодарского края, горнолыжные, дальневосточный кластер и другие — начали проектировать еще несколько лет назад, однако резкий рост ключевой ставки привел к существенному увеличению издержек на их реализацию. «Себестоимость проектов за последние два года выросла на 30–40 процентов, а сроки окупаемости инвестиций в отрасли увеличились до 22–26 лет», — говорит президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, руководитель департамента по связям с общественностью и органами власти группы компаний «Мантера» Алексей Волков. Уменьшить сроки возврата инвестиций до недавнего времени позволяло включение в проекты апарт-отелей — апартаментов, которые после завершения строительства продаются в собственность, но остаются под управлением гостиничной управляющей компании. Однако в последнее время региональные власти все чаще вводят запрет на включение в проекты апартаментов, поскольку за их последующую реновацию и капитальный ремонт уже никто не отвечает, на муниципальные власти ложится повышенная социальная нагрузка и т. д. На днях заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов заявил, что апартаменты по закону являются одним из видов гостиниц и рассчитаны на временное проживание. Но фактически в столице купившие их горожане живут там постоянно. «Поэтому мы приняли решение: гостиница должна быть именно гостиницей. Это мы сейчас строго контролируем, прописываем в наших градостроительных решениях, в договорах аренды земельных участков», — сказал г-н Ефимов.