Пузырек йода сегодня есть в каждой домашней аптечке. И хотя собственно йода в растворе не более 0,5 мг на 10 мл, за год набегает потребление до полутора тысяч тонн. Но вот проблема: собственный йод в России не производится, его приходится импортировать.
Разумеется, так было не всегда. Советский Союз полностью обеспечивал себя йодом — в основном за счет Балканабадского йодного завода в Туркменистане. После распада СССР единственным российским производителем оставался Троицкий йодный завод в Краснодарском крае. Он эксплуатировал Славянско-Троицкое йодобромное месторождение и в начале 2000-х производил около 200 тонн йода в год. Однако, не выдержав конкуренции с иностранными производителями, завод с 2007 года перешел на импортное сырье, а в 2019 году и вовсе обанкротился. Имущество предприятия на торгах досталось компании «Южфарм», но ее директор Андрей Тараненко сразу заявил, что возобновлять добычу йода не планирует.
Справедливости ради, от импорта зависит не только наша страна. Мировой рынок йода делят всего пять государств: Чили, Япония, Туркменистан, Иран и Азербайджан. Из примерно 33 тыс. тонн суммарного производства Чили обеспечивает почти 70% — 22 тыс. тонн (в 2024 году), Япония — 9,3 тыс., Туркменистан — 770.