На производственные компании и ретейл, по данным консалтинговой компании NF Group, сегодня приходится 80% спроса на склады и индустриальную недвижимость. Впрочем, вряд ли они смогут поддерживать ту же динамику спроса, что и маркетплейсы: из прогнозируемого в этом году объема сделок на 3,5 млн кв. м складских площадей в первом квартале было законтрактовано только 320 тыс. кв. м. С учетом остановки инвестиционного процесса в экономике вряд ли в следующих кварталах спрос на складскую недвижимость начнет существенно нарастать.
При этом в 2025 году планируется рекордный ввод новых площадей классов А и В — более 7,7 млн кв. м, это вдвое больше, чем в 2024-м. Из них, по данным NF Group, 32% площадей (2,5 млн кв. м) на сегодняшний день не законтрактованы, а значит, доступны для аренды.
Арендные ставки на складские площади уже отреагировали на ситуацию: темпы роста стоимости аренды замедлились. Например, в Московском регионе средневзвешенная ставка аренды на готовые складские площади класса А сейчас составляет 12,16 тыс. рублей за квадратный метр в год (без НДС и OPEX): рост с начала года всего 1,3%. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области показатель достиг 10,95 тыс. рублей за квадратный метр в год (+1,4%), в регионах России — 10,7 тыс. (+2,9%). Причем в регионах замедление роста арендных ставок будет происходить с временным лагом, так как маркетплейсы все еще продолжают свою экспансию на региональные рынки. В целом, скорее всего, в дальнейшем цены продолжат стабилизироваться и даже, не исключено, начнут снижаться. Ведь доля вакантных площадей для прямой аренды на фоне ослабления спроса выросла, достигнув 1,0% в Москве, 2,1% в Санкт-Петербурге и 1,3% в регионах, а рост предложений субаренды и «скрытой вакантности» увеличил общий объем доступных площадей до 2,7; 4,2 и 2,8% соответственно.
По данным консалтинговой компании CORE.XP, суммарная площадь складов маркетплейсов в России за последние пять лет увеличилась в 12 раз, до 8,5 млн кв. м по итогам 2024 года, это на 65% больше, чем в 2023-м. Только Wildberries в прошлом году планировала построить 2,5 млн. кв. м складских площадей, инвестировав в это свыше 100 млрд рублей. К концу 2028 года логистическая инфраструктура маркетплейсов в России может расшириться до 12 млн кв. м складских площадей, если исходить из динамики роста онлайн-продаж и прироста таких площадей у этих игроков за последние пять лет, — так считали в прошлом году в CORE.XP. Аналитики NF Group и вовсе прогнозировали, что объемы складских площадей маркетплейсов к 2025–2026 годам достигнут 17 млн кв. м.
Однако, возможно, теперь прогнозы пересмотрят: известно, что маркетплейсы начиная с этого года ожидают замедления динамики роста своего бизнеса (по разным причинам), и было бы логично наконец задуматься об эффективности собственных инвестиций, в том числе в складскую недвижимость.