Кредитный рынок сжимается

31 марта 2025, 00:52
№14

В промышленности продолжается стагнация. Инфляционные ожидания немного снизились

Читайте Monocle.ru в

Рекордная по жесткости и продолжительности политика «процентного зажима» Банка России приносит свои плоды: и розничный, и корпоративный банковские кредитные портфели в конце прошлого года, на исходе пятого квартала с момента перехода ЦБ к повышению ключевой ставки, перешли от роста к сокращению в реальном выражении.

Корпоративный портфель достиг пика в ноябре 2024 года, за следующие три месяца его накопленное сжатие (правда, в феврале он едва заметно вырос) достигло 2,8%. А вот в потребительском кредитовании сжатие куда более интенсивное: после достижения пика в сентябре 2024 года реальный, с поправкой на инфляцию, портфель рублевых розничных кредитов к концу февраля сократился уже на 15,3%.

В феврале 2025 года наблюдалось некоторое восстановление активности на ипотечном рынке после традиционно низких показателей января. Объем новых кредитов вырос до 227 млрд рублей против 127 млрд в январе, однако это почти на треть меньше, чем в феврале 2024 года. Средневзвешенная ставка по ипотеке снизилась до 7,7% годовых (с 8,3% в январе) на фоне продолжившегося увеличения доли кредитов, выдаваемых по программам господдержки.

Сезонно скорректированный индекс менеджеров по продажам PMI обрабатывающих отраслей в феврале резко снизился до 50,2 пункта (против 53,1 пункта в январе), вплотную подойдя к границе, разделяющей область положительных и негативных оценок ситуации. Аналогичное падение последний раз было зафиксировано в сентябре прошлого года. На фоне застоя в новых заказах активность по найму новых сотрудников в отрасли ослабла. Создание рабочих мест продолжалось, но незначительными темпами. Объемы невыполненных работ сократились из-за снижения давления на мощности: темпы их сокращения были самыми быстрыми с прошлого сентября.

Индекс промышленного производства в феврале 2025 года увеличился на 0,2% к февралю прошлого года, сообщил Росстат. Прирост существенно уступил январскому (+2,2%), но объясняется это эффектом базы високосного февраля 2024-го. С поправкой на календарный и сезонный эффекты Минэкономразвития оценивает прирост объема промышленного производства в феврале на 0,4% к предыдущему месяцу. В контексте более протяженной ретроспективы можно говорить о стагнации в промышленности, которую продолжают диагностировать эксперты ЦМАКП и Владимир Бессонов из Центра развития НИУ ВШЭ. С точностью до сильных колебаний на рубеже года объем выпуска в феврале находился на уровне конца третьего — начала четвертого квартала прошлого года, оценивает ЦМАКП. При этом небольшой прирост выпуска в феврале (+0,4% к январю, с поправкой на сезонность и календарь) был обеспечен ростом выработки тепла и электроэнергии, а также увеличением производства в секторах с доминирующим присутствием производств оборонно-промышленного комплекса. За вычетом действия этих двух факторов выпуск в феврале относительно января снизился бы на 0,4‒0,5%, подсчитали эксперты ЦМАКП.

По данным опроса ООО «инФОМ», проведенного по заказу Банка России, в марте 2025 года медианная оценка инфляционных ожиданий на годовом горизонте снизилась до 12,9% (−0,8 п. п. к февралю). Это минимум с сентября 2024 года, но значение пока остается внутри диапазона этого показателя за 2022–2024 годы и даже выше среднего уровня за 2024-й в целом (12,4%). Ожидания уменьшились у респондентов со сбережениями — до 11,0 %, при этом доля таких респондентов выросла (до 37% с 33% месяцем ранее). У опрошенных без сбережений ожидания почти не изменились и составили 15,1%.

Наблюдаемая населением инфляция в марте не изменилась, оставшись на отметке 16,5%. Оценки наблюдаемой инфляции возросли у респондентов без сбережений и остались без изменений у опрошенных, имеющих сбережения. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие у домохозяйств сбережений является фактором, повышающим оптимизм в оценках текущей и будущей инфляции.