После исторического звонка президента США Дональда Трампа президенту РФ Владимиру Путину 12 февраля 2025 года предметом бурных обсуждений в свете обозначившейся перспективы завершения военного конфликта на Украине закономерно стал вопрос о возвращении российского природного газа на европейский рынок.
Авторитетная консалтинговая компания Wood Mackenzie видит три варианта развития событий в зависимости от исхода мирных переговоров. Первый сценарий предполагает, что быстрого мира не будет. Это означает, что ЕС продолжит непримиримую борьбу с газом из РФ, что, однако, не сулит европейским покупателям ничего хорошего из-за роста цен. Во втором сценарии принудительного мира, навязанного Украине США и Россией, который Wood Mackenzie считает наиболее вероятным, возможен ограниченный возврат российского трубопроводного газа и СПГ на рынок ЕС. Согласно третьему сценарию — всеобъемлющего и взаимоприемлемого мирного соглашения, Россия может увеличить экспорт по трубопроводам на 50 млрд кубометров в год к 2027 году. Снятие санкций с российского СПГ увеличит его экспорт до 12 млн тонн в год, говорится в исследовании.
Однако глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции в Брюсселе 9 марта сделала заявления, отрезвляющие сторонников восстановления поставок российского газа в Европу. Она в который раз подтвердила твердую приверженность ЕС курсу на отказ от энергоносителей из РФ. На следующий день фон дер Ляйен вторила представитель ЕК по энергетическим вопросам Анна-Кайса Иконе, которая на вопрос о возможности восстановления транзита через Украину, заявила: «…Мы открыты для любых решений, которые соответствуют нашей инициативе REPowerEU (принята в мае 2022 года. — “Монокль”), предусматривающей постепенный отказ от импорта российских энергоносителей». Заявляя о готовности искать такие решения по украинскому транзиту, Иконе была прекрасно осведомлена, что никакими поисками заниматься не придется. Свободных объемов газа, способных заменить российский газ в украинском транспортном коридоре, попросту нет.