Вброшенный европейскими медиа без ссылок на твердые источники вопрос возможного возвращения русского газа в Европу по единственной уцелевшей нитке «Северных потоков» привлек внимание и нашего экспертного сообщества.
Больше всего версий высказывается касательно мотивов США включить этот пункт в гипотетическую «большую сделку» с Россией по итогам урегулирования конфликта на Украине. И убедительных версий, кажется, пока не высказано. Казалось бы, Америка меньше всех заинтересована в усилении на континенте своего принципиального конкурента. Поставки СПГ из США в ЕС выросли за последние три года в два с половиной раза, заместив около трети выпавших объемов российского трубопроводного газа. И зачем теперь пускать новый русский газ в Европу, абсолютно непонятно.
При этом — важная деталь — хотя физически одна из двух ниток второго «Потока» действительно не пострадала от диверсии 26 сентября 2022 года, юридически газопровод не готов к работе. Он не прошел сертификацию немецких регуляторов. Он еще с 2017 года находится под блокирующими санкциями США. Вспомним, с каким трудом Россия достраивала его: чего стоит один только трехмесячный поход из Находки на Балтику российского судна-трубоукладчика «Академик Черский» с конвоем кораблей ВМФ РФ, когда европейские строители трубы покинули проект, опасаясь вторичных санкций.