Вернуть обманутых русских к исходным настройкам

Елена Горбачева
специальный корреспондент «Монокль»
7 апреля 2025, 06:00
№15

Возможна ли другая Украина, что такое настоящая денацификация и каких украинцев пускать жить в Россию

Руководитель отдела Украины Института стран СНГ Иван Скориков
Читайте Monocle.ru в

По мере присоединения к России земель бывшей Украины встает вопрос интеграции в общероссийское пространство не столько территорий, сколько людей. Вне зависимости от скорости, с которой будет идти этот процесс, с пространством Малороссии, Новороссии и Слобожанщины все вроде как понятно: общая историческая судьба и культурная общность, несмотря на годы тотальной пропаганды, возьмут свое.

Мы почти не замечаем миллионы беженцев, за последние годы въехавших в Россию с Восточной Украины, — не так уж и велика разница между нами. Но в аэропортах сегодня проходят жесткие фильтрационные мероприятия для людей с украинскими паспортами, и велик риск не въехать в страну как для ненавистников русского мира, так и для сторонников Антимайдана.

Из Украины сбежали миллионы человек, среди них много обычных русских людей, которые хотели бы жить с нами, но опасаются, что вызовут подозрения в экстремизме, получат обвинения в украинстве и зря потратят деньги на билеты. Где должен заканчиваться жесткий антитеррористический контроль и начинаться забота о демографии страны со славянским миграционным фокусом? А если люди прожили всю жизнь в Галичине или Волыни, дорожат своей идентичностью и продолжают считать себя украинцами, значит ли это априори, что они нас ненавидят и их можно маркировать врагами?

Говоря о неизбежности выполнения всех целей и задачей СВО, российская власть при этом допускает существование нейтральной Украины вне НАТО. Но может ли эта часть исторической России существовать отдельно и сопротивляться вечным намерениям Запада превратить ее в орудие своих геополитических интересов?

Одну из точек зрения в этой большой дискуссии о будущем Украины и украинства в интервью «Моноклю» высказал политолог, руководитель отдела Украины Института стран СНГ Иван Скориков.

— С одной стороны, в 2014 году Донбасс достаточно четко определился, частью какого мира он хочет быть: русского. Но периодически в прессе пишут о гипотетических проектах некоей «другой Украины». Эти две реальности вступают в противоречие?

— Действительно, значительная часть политических беженцев с Украины растворилась в русском мире и проводит идею возвращения к русской идентичности, иногда в формате малороссийской идентичности. А другая часть вынашивает планы вернуться и «панувати», как говорят на Украине. То есть вернуться в состояние до госпереворота 2014 года.

Это огромная ошибка. Если проследить речи и статьи нашего президента, посвященные теме Украины, он часто говорит, что мы один народ. Какой народ? Естественно, русский. Но часть украинствующих политиков и российских адептов украинской государственности пытаются все это трактовать как один народ — но не русский, а советский. А ведь вся история украинского вопроса свидетельствует о том, что сохранение любого украинского государства, массовой украинской идентичности — это заноза в теле русского мира, которая может обернуться новой войной либо сепаратистским проектом. Эта проблема не новая: еще в начале двадцатого века русские консерваторы писали об украинской болезни русской нации.

— Украинская нация тогда возникла?

— На самом деле позже, истинная украинская нация оформилась 2 мая 2014 года в Одессе. А тогда была все же подготовка, необходимо было сперва создать некую отличную от русских угнетаемую общность — украинский народ.

Массового украинца создали из Москвы. Чтобы обосновать свои тезисы про «тюрьму народов», большевики устроили коренизацию Малороссии и Новороссии. Вместо них на исконно русских землях появилась УССР. То есть фактически миллионы русских людей насильно записали в украинцы.

Причем эта украинизация проводилась даже на территории РСФСР. Если посмотреть на перепись 1926 года, то на территории Кубанского округа, нынешнего Краснодарского края, украинцы составляли 61 процент. А уже после того, как активная коренизация была свернута, в 1939 году по новой переписи на Кубани нашлось всего 4,72% украинцев. Куда делись остальные? На Украине, конечно, вам скажут, что их уничтожили при Голодоморе. Но общее население Кубанского края-то при этом увеличилось! Просто людей перестали записывать в украинцы, вот и все. К концу Советского Союза уже меньше четырех процентов их было, а по последней переписи 2021 года в Краснодарском крае меньше половины процента людей, именующих себя украинцами. После СВО, я думаю, нужно будет постараться, чтобы найти на Кубани хотя бы одного.

И еще один момент: исторически основная масса населения Кубани — это выходцы с Малороссии, с Запорожской Сечи. Упразднив Сечь за ненадобностью по мере расширения границ Российской империи, Екатерина призывала малороссов осваивать причерноморские земли. Эти люди впоследствии составили основу черноморского, а затем и кубанского казачества. Они испокон веков считали себя русскими. Если просто прекратить преступные этноконструктивистские эксперименты, то сама собой будет происходить стремительная, тотальная рерусификация.

Маркеры украинства

— Условная денацификация может включать в себя рерусификацию? И что вообще означают все эти термины?

— Когда мы говорим, что нужно возвращать украинцам их русское имя, имеется в виду не аналогичный украинизации процесс. Словом «денацифицикация» очень любит пугать своих граждан украинская власть. В самом начале 2022 года проводился формирующий опрос, где более двух третей граждан Украины ответили, что цели СВО — это физический геноцид украинцев по этническому признаку. В недавно проведенном опросе эта цифра снизилась до одной трети. Все-таки, несмотря на тотальную русофобскую пропаганду, люди от этих чар начинают избавляться. И следует говорить не о деукраинизации или денацификации, тем самым признавая, что когда-то искусственно созданное украинство и украинская нация состоялись. Нет, надо говорить о рерусификации, то есть о возвращении к исходным настройкам обманутых русских людей.

Ведь в чем заключалась главная идея советской украинизации? В том, что украинцы — это не русские и они страдали под гнетом великодержавного русского шовинизма. Это все отлично ложилось в классовую теорию. Поэтому в СССР к юбилею Переяславской рады говорили о некоем воссоединении Украины с Россией, хотя все документы говорят о том, что это была присяга запорожского казачества русскому православному царю, это не пакт двух международных субъектов, как это пытались представить в советское время, это возвращение русских людей под власть своего русского православного царя, о чем они очень долго просили — точно так же и Донбасс с 2014 года. Богдан Хмельницкий писал письма Алексею Михайловичу, а тот ему отказывал. Но не потому, что за своих не считал, а потому, что еще недавно Смута была и ослабленному государству нужно было копить силы на войну с Польшей. Потом, к слову, начинается многолетняя СВО того времени, более десяти лет шла. Война за наших людей и за наши земли, которые мы тогда отбивали у поляков, закончившаяся нашей победой.

Сейчас пестовать какие-то вымышленные границы искусственно созданных большевиками субъектов, когда мы говорим о русском народе, — это все равно, что признать в семнадцатом веке, что Смоленск — это уже, вообще-то, сто пятьдесят лет как Польша и поэтому не надо его возвращать. Сейчас надо понимать, что мы не можем бороться за русскую идентичность на территориях, подконтрольных режиму Зеленского. На каждый наш телеграм-канал идет нескончаемый телемарафон русофобской пропаганды, где негласным лозунгом является «убей все русское в себе и вокруг».

Как это реализуется, мы видим на примерах людей, которые вообще не относятся к этническим малороссам. Тот же Зеленский: абсолютно русской культуры человек, внук ветерана Великой Отечественной войны, заквашенный в московском КВН, сделавший карьеру и капиталы в России, сейчас произносит речи, которым аплодировал бы Степан Бандера. То есть он убил все русское в себе, а теперь начинает убивать все русское вокруг.

Можно долго приводить примеры. Бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин — из Курской области, бывший секретарь СНБО Алексей Данилов — с Донбасса, главком Сырский — из Владимирской области, и так далее. То есть это не то что не украинцы — это вообще потомки великороссов. Но они присягнули этому проекту.

— А украинская идентичность девятнадцатого века — чем она была тогда?

— Тогда это был, скорее, политический кружок в среде автономистски настроенных малороссов и даже великоросской столичной интеллигенции, которых называли «украинствующие». Великоросс Костомаров, историк — характерный пример. Тарас Шевченко тоже был в этом кружке, большевики не зря его бюстами весь Донбасс утыкали: это в Москве или в Петербурге Шевченко воспринимался как демократ и вольнодумец, а в советские времена на территории УССР это был именно маркер украинства.

Среди характерных черт этой идентичности, сохранившихся до наших дней, можно назвать также западничество, причем ультрарадикальное. Украинец, если он не воинствующий националист, просто отрицает все русское в себе, идентифицирует себя от противного, поскольку считает, что в рамках российского цивилизационного проекта он не попадет в условную Европу. То есть большинство украинских граждан себя чувствуют общеевропейцами, людьми западного мира. Западничество, вшитое в этот культурный код, олицетворяющее украинскую мечту, может выражаться в симпатиях к разным странам. Когда-то это были Польша, Германия, Америка, сейчас вполне может быть и Евросоюз — главное, чтобы не с «москалями».

Но самое страшное не это. Поскольку украинская идентичность — это конструктивистский проект, то его можно взять как образец и политтехнологически воспроизводить на других территориях, что уже давно пытаются сделать — например, из казаков отдельный этнос придумать.

Кстати, в неотмененном законе о порабощенных народах, принятом в США, упоминается не только Вольная Казакия, но и Идель-Урал, и все прочие сепаратистские образования, сделанные по лекалам украинского проекта, который основан на идее угнетения народов Россией. Очень, кстати, созвучно с пропагандой ранних большевиков.

— Но при СССР-то это все как-то держалось худо-бедно?

— Большевики это все сплотили классовым цементом. Но, увы, все разрушилось всего лишь через семьдесят лет. А в руках западников это исключительно технология раскола. Поэтому пестовать украинскую идентичность не стоит.

— А как же тогда быть с разговорами о возможных выборах на Украине — по крайней мере, пока мы с Трампом это как-то обсуждали…

— Заметьте, сам Дональд Трамп ни слова осуждения украинского нацизма не произнес. Получается, главное условие устранения первопричин конфликта, о чем неоднократно говорил наш президент, его не интересует, Трамп делает вид, что не понимает сущности проблемы. Наивно думать, что каких-то пророссийских украинцев вообще допустят до политической деятельности и уж тем более дадут им власть. Более того, находясь в рамках украинской системы, они, вольно или невольно, будут вынуждены реализовывать украинский проект, просто менее кровожадный. И это будет для нас, может быть, даже более опасно, поскольку радикальный, бандеровский извод украинства наглядно обличает всю сущность этой идеологии. А мягкая, долгая украинизация более аккуратно и надежно перепрошивает людей.

Я говорил о том, как быстро сошла на нет украинизация в Кубани. Но там, где коренизацию не свернули, на месте русских появились десятки миллионов украинцев. По сути, это был фундамент, на который незалежный проект позже бросил уже реальные зерна украинства — русофобию с Мазепой, Петлюрой и Бандерой в пантеоне. Даже условно пророссийские Кучма и Янукович не решали никаких реальных проблем русского населения, а по-своему пестовали украинство, не ликвидировав русофобов-радикалов. И идея об обособлении от русских у них присутствовала всегда. «Украина — не Россия» — это лозунг Кучмы.

— А у нас как менялось отношение к Украине и украинской идентичности?

— Концепция Путина и историческая реальность говорят о том, что те люди, которые сейчас себя называют украинцами, — это на самом деле русские, поэтому мы один народ. В советское время нас назвали братскими народами, но на примере Каина и Авеля мы знаем, какие братья бывают. Какое-то время после развала СССР у нас говорили «соседские» или «партнерские» народы.

Но нужно четко понимать, что код латентной русофобии зашит во всей украинской государственности, начиная с гимна. Там говорится о «вороженьках», которые должны сгинуть, «як роса на сонцi». Напомню, что основа гимна — стихотворение происходящего из рода польских шляхтичей Павла Чубинского, написанное в 1862 году. В полной версии враги описаны подробнее. «Ой Богдане, Богдане, славний наш гетьмане! Нащо віддав Україну москалям поганим?» Ну то есть, по мнению Чубинского, Богдан Хмельницкий совершил ошибку.

Не стоит забывать, на фоне каких исторических событий создавалось это стихотворение: уже вовсю готовилось польское восстание, а в тексте, опубликованном в разгар восстания поляков в 1863 году, есть и такие слова: «Наші браття слав’яне вже за зброю взялись». Кто имеется в виду под «братьями», взявшимися за оружие, тоже понятно. То есть украинство в девятнадцатом веке — это западнический антирусский проект на землях Южной Руси того времени. И этот гимн-код украинцы слушают и сегодня, каждый день, по любому поводу.

Как фильтровать украинские паспорта

— Как же на демонтаж этого проекта мы можем повлиять?

— Мы можем воздействовать только на тех людей, которых мы контролируем по мере продвижения наших вооруженных сил. Но есть еще одна категория людей, с которыми мы, к сожалению, практически не работаем, а на них нужно бы обратить внимание. Это семь миллионов украинских граждан, которые находятся за границей. В прошлом году наше государство призвало вернуться в русский ковчег тех людей на Западе, кто страдает от деструктивной либеральной идеологии. А к этим людям никто не обращался.

— Вот отсюда и возникает вопрос: мы с ними один народ или все же разные?

— Могу вспомнить интересное высказывание президента Сербии Александра Вучича: он как-то сказал, что в его стране, в православной Сербии, находится порядка 50 тысяч граждан Украины, которые в абсолютном большинстве за Путина и за СВО. При этом примерно такое же количество в его стране граждан Российской Федерации, которые против Путина и против СВО. Релокант может свободно сесть в самолет, прилететь в Россию и без проблем раствориться в нашем обществе, и мы не знаем, что у него на уме. А те несчастные обладатели синих паспортов, о которых говорит Вучич, явно выбравшие Сербию не просто так, а потому, что она дружественна России, не могут в нашу страну приехать.

— Так если у них на телефонах в Шереметьево не найдут ничего компрометирующего — быть может, их пропустят?

— Чтобы это узнать, нужно до Шереметьево сперва добраться. И есть множество странных историй, когда по очень формальным признакам людей разворачивают. Это может быть активист Антимайдана, сбежавший в Россию с Украины много лет назад, но затем слетавший отдохнуть куда-нибудь в Турцию или Эмираты, — а назад его уже не впускают, даже при наличии супруга — гражданина Российской Федерации.

Конечно, возникает вопрос: а почему у этого человека украинский паспорт был? Ну, наверное, он оказался уже с нашей стороны обманут вот этой идеей, что возможна какая-то другая Украина, и он думает, что паспорт ему еще пригодится. Если человек политически активный, он надеется вернуться и как-то продолжить свою политическую деятельность.

Есть и совсем вопиющие случаи, когда люди просто бегут с территорий, которые подвергаются обстрелам на Донбассе, на нашей конституционной территории. Кто-то не сориентировался, не смог вовремя выйти, особенно если люди пенсионеры, это тяжело. Затем бежали через Польшу, Белоруссию, а в Москве их уже не пропустили. Совсем страшный случай, мне известный, когда антимайдановский активист в России ждал своего пожилого отца, его не пропустили, у отца случился сердечный приступ, он оказался в минской больнице и там умер.

Я бы тоже, наверное, не прошел никакие фильтрационные мероприятия: у меня есть телефоны украинских политиков, по долгу службы я всех украинских нацистов и террористов мониторю. Но если мы объявили, что Россия — ковчег спасения, а уж тем более для одного с нами народа, — нужно сделать понятные, внятные правила. Ведь у террористов и диверсантов будет абсолютно все чистенько! Более того, в последнее время теракты делают не бывшие граждане Украины, а завербованные в России либо противники нашей власти, либо мигранты, которые, кстати, беспрепятственно сотнями тысяч проезжают через наши границы. Есть политические решения, которые профессионалы в наших спецслужбах могут прекрасно исполнить. Видимо, где-то было решено, что проще граждан Украины не пускать.

Но своих людей мы должны возвращать. Только здесь мы можем окончательно развеять в них все эти остатки украинства. Даже если они сами сохранят в себе эту идентичность — их детей наша система образования, воспитания, средств массовой информации и пропаганды сможет воспитать уже русскими людьми. Кстати, можно фильтрацию проводить не в аэропорту, а в странах пребывания, в российском консульстве или посольстве. Где человек сможет проконсультироваться, формально отказаться от украинского гражданства и так далее. И на территории России ему можно предложить пройти полиграф, собеседование с психологом, обязать отмечаться по месту пребывания и так далее. И конечно, ждать от него в течение конкретного срока оформления гражданства. Не получил? До свидания. Значит, человек приехал за другим.

Это и есть денацификация и демилитаризация — снижение сопротивляемости, боеспособности нашего врага. Мы не можем гарантировать, что дети этих сбежавших от войны миллионов людей в Европе при масштабной пропаганде Запада в будущем не вступят в какой-то заграничный корпус и не составят ударный костяк новой европейской армии. Если их наберется несколько десятков тысяч — это уже проблема. Мы должны снижать количество политических украинцев, но мы можем сделать это, только если они попадут на нашу территорию, под наш информационный, образовательный, воспитательный контроль и пропаганду.

— Кто-то не верит, что из украинцев можно снова сделать русских.

— Понятное дело, что люди, заквашенные в украинском рассоле, сразу русскими не станут. Если не брать изначально политически заряженных пророссийских активистов, большинство людей на Украине жило в государственном информационном пространстве, и оно было украинским. Да, люди из него как-то выходили, сопротивлялись, общались на русском языке. Но вы телемарафон попробуйте неделю посмотреть, у вас крыша поедет. Там не только русофобия — там мат, прямо с экрана. Полная деградация двадцать четыре часа в сутки, тотальная пропаганда плюс устрашение и угрозы «сепаратистам».

Процесс излечения не будет быстрым, но примеры уже были. Например, Речь Посполитая несколько веков навязывала унию на территориях Юго-Западной России. Потом эти земли вернулись в наше русское государство. И постепенно, годами, люди уходили из этой унии и возвращались к исконной православной вере. И этот процесс всегда проще идет на детях. В этом году выпустились первые школьники, которые в Крыму полностью отучились уже по российским учебникам. Это абсолютно русские люди.

— А в Херсонской области, в Запорожье как рерусификация проходит?

— Президент постоянно говорит о Новороссии, но почему-то Новороссия выглядит как УССР. То есть, борясь с идеологией радикального русофобского украинства, на возвращенных территориях улицам возвращаются названия не исторической России, а названия времен УССР, где главной буквой была У — Украина.

Была, например, в Мелитополе улица Грушевского, создателя украинской мифологии. Мелитополь вернулся в Россию. Как поменяли улицу Грушевского? Ей дали имя Карла Маркса, русофоба и идеолога коммунизма, уже неуместного в современной России. Но историческое название этой улицы — Воронцовская, в честь генерал-губернатора Новороссии и основателя Мелитополя. То есть власти новых регионов предпочли западного радикального философа создателю города. Это странно.

Если просто прекратить преступные этноконструктивистские эксперименты, то сама собой будет происходить стремительная, тотальная рерусификация

А ведь человек, его мировоззрение формируется и семантическим пространством. Пространством смыслов, символов, которое он наблюдает, читает ежедневно, везде. Но это тяжелый вопрос, который касается и самой России. Вспомните, сколько споров было у нас — Бахмут или Артемовск. Получается, во втором случае мы отрицаем историю города со времен царя Ивана Грозного и считаем только советский период. Но, я думаю, все, кому дорога память украинского наркома Артема, не обидятся: полно разных названий в его честь и в Донецке, и в Приморье даже город есть, так и называется: Артем. Артемов много, а Бахмут — он один такой.

— В Госдуму снова внесен законопроект о репатриации в Россию по этническому признаку. Если закон примут, то украинцев как запишем?

— Репатриация по этническому признаку — это вообще норма репатриации во всем мире. К сожалению, мы уже наделали ошибок, когда предоставляли гражданство без учета конкретизации термина «соотечественники» многим людям, которые соотечественниками нашего государства не являются, поскольку у них есть свои отечества в форме национальных государств.

Больше всего паспортов российских так получили выходцы из республик Средней Азии, хотя у них есть свои государства. В данном случае может возникнуть вопрос, ведь у украинцев и белорусов тоже свои государства имеются.

Можно бы их включить в список коренных народов России, но этого списка нигде нет. У нас до сих пор есть только список малочисленных коренных народов — алеуты, долганы, чулымцы и так далее. Но так как Путин неоднократно говорил про тех же белорусов, что мы один народ — у нас одно отечество, но разные страны, — то нужно их прописать как единый с государствообразующим русским народом. То же и с украинцами, а лучше вообще вернуться к термину «малороссы», возвращая концепцию триединой Руси, состоящей из малороссов, великороссов и белорусов, которые все считались этнически русским народом и различались лишь по бытовому наречию.

Так, кстати, решится и вопрос с мовой, вечно спорная тема. Она станет тем же, чем и была: регионализмом, бытовым наречием. У нас же хотят вернуться к какому-то классическому украинскому языку, опираясь при этом на советские традиции. Но достаточно вспомнить, что этнограф Пантелеймон Кулиш, создавший украинский алфавит из малороссийского наречия, отрекся от своего же творения, узнав, что оно стало политическим знаменем против России. Потом Кулиш и вовсе написал многотомную историю воссоединения Руси, и большевики его за это почти не вспоминали, в отличие от Шевченко. У нас есть великий Гоголь — символ правильной и абсолютно патриотичной русской малороссийской идентичности. Он никогда не противопоставлял «хохлацкую» и русскую душу.

Нужно вернуть людям их гордое русское имя. Обычному, рядовому жителю Украины можно сказать: тебя обманули. Он пройдет все стадии принятия, чтобы избавиться от комплекса обманутого. А если человек не хочет прозревать — нужно открыть ему ворота в ту сказочную Европу, в которую он так рвался. Пусть он там либо украинствует, либо растворяется в поляках или немцах. Носители радикальной украинской идеи должны стать проблемой «западных партнеров», а не нашей.