Тридцать лет назад, в 1994 году, двое студентов факультета журналистики Уральского государственного университета открыли в Екатеринбурге небольшую рекламную фирму, которая позже стала крупным подписным агентством «Урал-Пресс». Но к середине 2000-х рынок печатной прессы пошел на спад, и вскоре у основателей компании возникла идея доставлять заказы из интернет-магазинов. Так в 2010 году появилась компания Boxberry, специализирующаяся на доставке товаров, приобретаемых онлайн.
Оказавшись в нужное время в нужном месте, Boxberry смогла поймать рост волны электронной коммерции в России, войдя в первую десятку ведущих сервисов доставки в стране. Но со временем на рынке этих сервисов становилось все теснее. Прежде всего, независимые логистические компании теснят маркетплейсы, активно наращивающие свою долю в интернет-торговле. По подсчетам компании «Яков и партнеры», если в 2019 году маркетплейсы занимали 23% российского рынка e-commerce, то по итогам 2024-го их доля поднялась уже до 64%, а к 2030-му она, по прогнозам, достигнет 80%. Маркетплейсы отжимают к обочине сторонние службы доставки, так как предпочитают развивать свои сети пунктов выдачи заказов и различные логистические сервисы «последней мили», которая, кстати, является самым дорогим элементом в логистической цепочке. Именно на «последнюю милю» приходится 40–50% стоимости логистики в e-commerce.
Boxberry не смог выйти победителем в обостряющейся конкурентной борьбе. Согласно отчетности компании, если в 2022 году при выручке 2 млрд рублей она получила 798,5 млн прибыли, то в 2023-м при выручке 2,26 млрд прибыль сократилась до 260,5 млн, а по итогам 2024 года компания стала убыточной: с выручкой в 2,3 млрд рублей чистый убыток составил 197,8 млн.
Сумма сделки, в результате которой «Яндекс» стал владельцем Boxberry, официально не разглашается. Независимые аналитики оценивают ее в 1,0–1,5 млрд рублей. «Логистическая инфраструктура Boxberry станет частью инфраструктуры “Яндекса”. После завершения интеграции клиенты Boxberry получат доступ ко всем возможностям платформы “Яндекса” для электронной коммерции и доставки: сервисам, технологиям и инфраструктуре», — говорится в официальном сообщении «Яндекса».
Основной актив Boxberry — отлаженный процесс доставки в 640 городах России и сеть отделений, которая насчитывает 4300 пунктов. Интересно, что «Яндекс» собирается сохранить поглощенный бренд: по словам представителей компании, Boxberry как «дочка» войдет в службу «Яндекс Доставка» и продолжит работу под своим названием.
Поглощение Boxberry — шаг российского хайтек-гиганта, нацеленный на противостояние cо своими ключевыми конкурентами из сферы электронной торговли. По данным Infoline, «Яндекс» пока с большим отставанием от лидеров удерживает четвертое место на российском рынке интернет-торговли, который в целом по итогам прошлого года достиг 11,3 трлн рублей, увеличившись за год на 37%. Первое место с оборотом 3,75 трлн рублей и долей 33% по результатам 2024 года удерживает Wildberries, далее идет Ozon c долей 23% и оборотом 2,66 трлн рублей, а также компании — партнеры Сбера (0,8 трлн рублей, 7%), которым немного уступает «Яндекс Маркет» (0,75 трлн, 6%).
Для сокращения отставания «Яндексу» жизненно необходимо развивать свои службы доставки «последней мили», в чем компания серьезно отстает от лидеров. В апреле у Wildberries действовало 67,3 тыс. ПВЗ, у Ozon 64,5 тыс., у «Яндекс Маркет» ―13 тыс. Теперь, с учетом приобретенных активов Boxberry, этот показатель превысит 18 тыс. Но при этом все равно компании, как говорится, есть над чем работать.
Не исключено, что в ближайшее время другие крупные службы доставки будут поглощаться маркетплейсами. Правда, тем для подобных слияний и поглощений нужны финансовые ресурсы, которые в последнее время изрядно истощены. Большинство лидеров e-commerce остаются убыточными. В отличие от Wildberries, нарастившей, согласно отчетности РСБУ, прибыль по итогам прошлого года в 3,5 раза, до 104 млрд рублей, Ozon, по официальной отчетности, в 2024-м увеличил чистый убыток на 39% год к году, до 59 млрд. А направление электронной коммерции в «Яндексе» самое убыточное в его деятельности: чистый убыток составил 57,5 млрд рублей в 2024 году.
Но участников e-commerce манят дальнейшие перспективы развития рынка электронной торговли: они ссылаются, например, на стратегию американской Amazon, которая тоже долгое время работала в убыток, но впоследствии стала прибыльной, в том числе за счет инвестирования в службы доставки.