«Моноклю» стало известно, что ФНС начала рассылать владельцам московских пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с маркетплейсов «письма счастья». В них служба требует пояснить отсутствие оформленных сотрудников, отвечающих за выдачу заказов, при том что контрагентам, выполняющим эти функции, идут регулярные выплаты. Напрямую самозанятые или плательщики НПД (налога на профессиональный доход) не упоминаются, но очевидно, что ФНС интересуется именно ими.
Похоже, что бизнес маркетплейсов и число самозанятых в стране достигли такого уровня, что привлекли повышенное внимание налоговых органов. Действительно, число самозанятых в России с момента введения этого статуса увеличивалось каждый год и к концу марта 2025-го достигло 13 млн человек (см. график 1). Соответственно росла и их общая выручка, которая за 2024 год составила 2,2 трлн рублей, на 64% больше, чем годом ранее (см. график 2). Важно отметить, что в последнее время на долю выплат со стороны юридических лиц в среднем приходилось примерно 50% выручки самозанятых, то есть они все прочнее встраиваются в работу обычного бизнеса и, вполне возможно, заменяют собой обычных сотрудников, оформленных по ТК. И это, естественно, не устраивает налоговую.
Все выше, и выше, и выше
Что касается конкретно маркетплейсов, то, по расчетам совладельца и президента группы компаний DNS Дмитрия Алексеева на основании данных «Яндекс Карт», количество отделений Wildberries в стране по состоянию на апрель 2025 года составило 67,3 тыс., это почти вдвое, или на 31,7 тыс., больше, чем в апреле 2024 года. Количество отделений Ozon выросло на 12,4 тыс. и достигло 64,5 тыс. Количество пунктов выдачи «Яндекс Маркет» выросло на 3,3 тыс. и составило 13 тыс. Для сравнения: количество «Пятерочек» в апреле 2025 года достигло 23,6 тыс. (+3,6 тыс. за последний год), а «Красного и белого» — 20,8 тыс. (+2,9 тыс.). Таким образом, сети двух крупнейших маркетплейсов втрое превосходят по размеру сети крупнейших игроков офлайн-розницы.