Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Андрей Бакланов
Экс-посол в Саудовской Аравии, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
5 мая 2025, 06:00
№19

Уникальные свидетельства дипломатических условий, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

ВЛАДИМИР МУСАЭЛЬЯН/ТАСС
СССР. Москва. Первый секретарь Московского городского комитета Виктор Гришин, секретарь ЦК Михаил Суслов, Генеральный секретарь ЦК Леонид Брежнев, министр иностранных дел Андрей Громыко, Председатель Совета Министров Алексей Косыгин (слева направо на первом плане) и председатель Комитета государственной безопасности Юрий Андропов (в центре на втором плане) направляются к трибуне Мавзолея В. И. Ленина во время празднования 1 Мая. 1980-е
Читайте Monocle.ru в

После резонансных событий сентября 2001 года, атак на «башни-близнецы» в Нью-Йорке, уже более двух десятилетий проблематика борьбы с международным терроризмом остается одним из ключевых направлений деятельности ООН, международных и региональных организаций, в том числе СНГ и ШОС. Она присутствует в повестке дня двусторонних и многосторонних контактов.

Особо остро вопрос противодействия международному терроризму встал в связи с провозглашением так называемого Исламского государства* на территории двух суверенных государств — членов ООН: Сирии и Ирака.

Только после подключения Российской Федерации к международным усилиям по противодействию ИГИЛ*, направления в Сирию нашего военного контингента произошел перелом в ходе военных действий, и этот террористический монстр был ликвидирован.

Возникает вопрос: в силу каких обстоятельств в современных условиях, при наличии целой системы международных структур, призванных оберегать человечество от подобного рода «вызовов и угроз», такое стало возможным? Были ли варианты для упреждающего удара по экстремизму и терроризму?

Ответы на эти вопросы звучат довольно невнятно. И это не случайно.

Первая война с терроризмом

Наиболее крупной и масштабной попыткой не допустить разрастания феномена «исламского терроризма» была известная военная акция СССР, которая в нашей стране в тот период времени получила название «интернациональная миссия», — ввод Ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана.

После прихода к власти в Москве группировки во главе с Михаилом Горбачевым и Александром Яковлевым началась кампания по дискредитации этой миссии.

Ставился вопрос об «ошибочности» решения о вводе советских войск, о необходимости прекращения этой «бессмысленной войны» и т. д. В официальной советской пропаганде того времени активно использовались разработки и данные западных информационных агентств, которые нередко вбрасывались в СМИ спецслужбами США, Великобритании и ряда других западных стран.

К сожалению, многие политики и журналисты пошли на поводу у этой группировки, в результате советские военнослужащие, героически выполнявшие свой долг, не чувствовали должного уважения к их миссии. Неприятно признавать, что оценки, которые продвигались лицами, ответственными за развал СССР, не исправлены должным образом и сегодня.

Авторы большого количества публикаций и «размышлений» по поводу афганских событий того времени лично ни в какой форме не участвовали в разработке и осуществлении политики СССР на афганском направлении и сами ориентируются на ранее звучавшие оценки перестроечного и последующих периодов, в ряде случаев составленные на основе спекуляций ангажированных в политическом отношении лиц.

Между тем следует со всей определенностью сказать, что афганская акция СССР была направлена на уничтожение именно тех сил, из которых в дальнейшем вышли боевики и главари бандформирований, международного террористического интернационала. Успех в военном подавлении этих элементов позволил бы если не предотвратить, то существенно купировать разрастание жестких радикальных и террористических в своей основе концепций, которые на территории Афганистана были взяты на вооружение моджахедами.

Сейчас мы с позитивом отмечаем акции, направленные против международного терроризма, когда поход против террора возглавили США, пострадавшие от событий 11 сентября.

При этом масштабная акция СССР по «профилактике» и отпору в начальной стадии зарождения этого явления нередко замалчивается или даже продолжает характеризоваться в негативных тонах.

А ведь совершенно ясно, что в случае удержания власти правительством Мохаммада Наджибуллы Афганистан не смог бы превратиться в главную базу международного терроризма.

Американцы нас переиграли

У некоторых наблюдателей имеется стойкое убеждение, что режим президента Наджибуллы себя изжил к моменту прихода к власти в Афганистане в 1992 году моджахедов во главе с Ахмад Шахом Масудом и Абдул Рашидом Дустумом.

Это не так. Режим Наджибуллы держался самостоятельно после вывода советских войск еще три года. Более того, можно утверждать, что сам вывод войск происходил в условиях относительной стабилизации обстановки в стране и довольно успешного развития политики национального диалога и примирения. В случае продолжения поддержки режима Наджибуллы в виде поставок советских вооружений Кабулу, скорее всего, удалось бы сдержать натиск моджахедов.

Сошлюсь на некоторые личные наблюдения и данные.

В период афганских событий я имел поручение по линии МИД СССР работать на этом направлении, в том числе изучая оценки обстановки в Афганистане, которые давались представителями мусульманских арабских стран.

Тезис о стабилизации ситуации в Афганистане в конце 1980-х годов руководство этих государств во многих случаях разделяло. Отражением этого стала «полоса признания» режима Наджибуллы рядом афро-азиатских стран в 1988‒1989 годах.

Сошлюсь также на интересную беседу, которую я по поручению руководства имел в марте 1989 года с таким информированным собеседником, как тогдашний вице-президент Афганистана, кадровый дипломат Абдул Хамид Мохтат.

Поясню обстоятельства организации этой встречи.

В этот период мне было поручено в качестве старшего дипломата нашего посольства в Дар-эс-Саламе проводить контакты и переговоры с политиками и дипломатами Объединенной Республики Танзании (ОРТ) с целью обеспечения официального признания этой страной режима в Кабуле во главе с Наджибуллой и установления дипломатических отношений между двумя странами.

Большую помощь в решении этой проблемы оказали некоторые руководящие сотрудники МИД ОРТ и политические деятели страны — генеральный секретарь МИД А. Мваваненге, руководитель департамента стран Азии МИД Эва Нзаро (в дальнейшем она получила пост посла Танзании в Москве), помощник председателя правящей Революционной партии Танзании Джоан Уикен и другие.

В результате проведенной работы Дар-эс-Салам принял решение об официальном признании правительства Наджибуллы и установления дипломатических отношений с Афганистаном.

Приказом по посольству за «работу по афганскому направлению» 27 февраля 1989 года мне была объявлена благодарность, а в дальнейшем приказом министра иностранных дел СССР установлена персональная надбавка к жалованью.

В марте 1989 года посол в Танзании Сергей Илларионов попросил меня «продолжить работу по афганскому направлению» и провести обстоятельную встречу с находившимся с визитом в Дар эс-Саламе вице-президентом Афганистана Абдулом Мохтатом.

Я пригласил его на обед, который мы организовали в представительской резиденции посольства.

Беседа носила очень откровенный, дружественный характер и затянулась на несколько часов.

Абдул Мохтат выразил крайнюю обеспокоенность развитием событий в дружественном Советском Союзе, результатами переговоров между Москвой и Вашингтоном по Афганистану, ходом реализации Женевских (от апреля 1988 года) договоренностей по афганскому урегулированию.

Он выразил мнение, что американская сторона ведет себя в этом вопросе неискренне. В то время как СССР выполняет договоренности, связанные с выводом советских войск и приостановкой поставок оружия в Афганистан, американская сторона не прекратила оказывать моджахедам помощь, более того, она наращивает поставки вооружений.

Вице-президент, опираясь на конкретные цифры и данные, подробно рассказал об оперативной ситуации в Афганистане. Напряженность сохранялась, но степень поддержки политики руководства во главе с Наджибуллой значительно выросла. Абдул Мохтат привел на этот счет данные по каждому региону страны — площадь подконтрольной правительству территории существенно выросла. Наджибулла лично руководил процессом национального примирения, который успешно продвигался. «Люди очень устали от войны, они ценят помощь, которую правительство оказывает в экономической и социальной сферах», — заметил Мохтат.

По его твердому убеждению, правительство Наджибуллы могло бы удержаться у власти и после ухода советских войск, но при одном условии: поставки вооружений и советнические миссии, хотя бы в ряде ключевых областей национальной экономики и госаппарата, должны быть продолжены. Иначе, сказал вице-президент, в Афганистане, опираясь на помощь Запада, придут к власти силы экстремистской, националистической направленности, это негативно повлияет, в частности, и на ситуацию в сопредельном Таджикистане и других советских республиках Средней Азии.

Афганская акция СССР была направлена на уничтожение именно тех сил, из которых в дальнейшем вышли боевики международного террористического интернационала

Вице-президент попросил доложить эту точку зрения в Москву. «У нас сложилось впечатление, что в работе советского посольства в Кабуле в последнее время появилась определенная “заданность”, настрой на примирение с американцами. Это заставляет нас искать дополнительные каналы информационного взаимодействия с СССР», — сказал Абдул Мохтат.

Я доложил эту информацию послу Сергею Илларионову, который был очень опытным дипломатом. Как я в дальнейшем понял, в его сообщении в Москву акцентировка проблем и драматические моменты информации, полученной от вице-президента Афганистана, были сглажены или вообще упущены.

«Заданность» информационной подпитки Москвы, подстраивание под оценки и ориентировки «центра», чем, судя по словам Мохтата, страдало советское посольство в Афганистане, стали, по-видимому под влиянием министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе и его окружения, проникать и в другие загранколлективы.

С позиций сегодняшнего дня очевидно, что американцы переиграли нас на дипломатическом направлении по афганской проблеме.

Мы вывели, во многом под давлением Вашингтона, наши войска именно в тот момент, когда обстановка в Афганистане стала стабилизироваться. Важно и другое: политический аккомпанемент об ошибочности наших военных усилий на этом направлении звучал в конце 1980-х — начале 1990-х годов все сильнее, настраивая наших политиков и население страны на благодушие и упрощенные оценки возможностей построения «новых отношений» с Западом.

Как представляется, требуется дополнительная работа для изложения более достоверной оценки истории, связанной с выводом наших войск из Афганистана.

Но это же можно сказать и о начале военной операции.

Дискуссии в начале операции

Вопрос о том, как в политическом руководстве СССР решался вопрос о вводе советских войск в Афганистан, стал популярным сюжетом многих телешоу, статей, фильмов. Однако и здесь требуются дополнительные усилия для проверки достоверности высказываемых оценок и фактов.

Прежде всего, большие сомнения вызывают рассказы о столкновении точек зрения на заседаниях Политбюро ЦК КПСС, о сомнениях в целесообразности военной акции, с которыми якобы выступали некоторые политики.

Между тем особой полемики в отношении решения «вводить или не вводить» не было. Руководство страны было убеждено в целесообразности такой акции в целях защиты жизненно важных интересов самого СССР.

Эту точку зрения подтверждал, в частности, сын члена Политбюро, министра иностранных дел, наш известный дипломат и ученый Анатолий Андреевич Громыко, с которым мне довелось много раз встречаться, беседовать и вместе, в качестве соавтора сценария, работать на съемке хроникально-документального фильма о его отце «Министр супердержавы» (2010 год).

Анатолий Андреевич говорил, что были разные подходы при разработке оптимального варианта ввода войск, который осуществлялся в ответ на неоднократно направлявшиеся просьбы политического руководства Афганистана, но целесообразность самого решения о вводе континента советских вооруженных сил признавалась всеми.

Надо сказать, что нечто подобное было характерно и для дискуссий, которые в то время шли в рамках экспертного сообщества на многих площадках и в достаточно свободном стиле. Я хорошо помню, что против ввода войск в то время никто не выступал, и не из-за опасения каких-либо неприятностей. Основные обсуждения были связаны с «географией» ввода войск.

Специалисты-восточники, хорошо зная уроки истории и вспоминая о больших жертвах, которые понесли британские войска вследствие их вступления на территории, где жили этнические пуштуны, указывали, что нахождение советских войск непосредственно в пуштунских населенных пунктах крайне нежелательно.

С учетом этого более предпочтительным вариантом рассматривался ввод войск преимущественно в северные районы, заселенные другими национальностями. Такой вариант позволил бы решить одну из главных военно-политических задач — отсечь советские республики Средней Азии от влияния экстремистов религиозного толка и блокировать проникновение боевиков на территорию СССР. И при этом существенно нивелировать неприязненное отношение пуштунов к присутствию на их территории зарубежных военных.

Против ввода войск никто не выступал, и не из-за опасения каких-либо неприятностей. Основные обсуждения были связаны с «географией» ввода войск

Такая точка зрения, как правило, преобладала в ходе обсуждений, в которых я принимал участие, в том числе под руководством моего бывшего институтского преподавателя, а в 1980‒1990-е годы — профессора и одного из руководителей Центра международных исследований МГИМО Марка Арсентьевича Хрусталева.

Как мне рассказывал Марк Арсентьевич, эта точка зрения не понравилась тогдашнему министру обороны Дмитрию Устинову. В результате операцию помогали готовить специалисты, которые не склонны были придавать столь большое значение «восточным тонкостям» работы на афганском направлении. Как представляется, с этим в определенной мере были связаны трудности, через которые пришлось пройти нашим героическим военным в этой стране.

Следует признать, что военная операция СССР в Афганистане проводилась в очень «неудачное» время — время постепенного ослабления Советского Союза, нарастания экономических и социальных трудностей, ухода с государственной службы представителей героического и эффективного военного поколения и прихода к рычагам власти совсем других людей — амбициозных, но недостаточно подготовленных и слабых в моральном отношении.

В этих условиях и оценки военной кампании носили во многом искаженный характер.

Сегодня, в обстановке подъема патриотических настроений в обществе, проведения СВО, призывов к бережному отношению к нашей истории, важно было бы вернуться к пересмотру оценок афганских событий и еще раз напомнить о нашем огромном уважении к людям, которые в составе Ограниченного контингента войск первыми вступили в бой с ордами джихадистов, принесшими страдания и утраты своим народам и народам многих других стран.

* В России организация признана террористической и запрещена.