Погрузки грузов на железной дороге снижаются, а грузооборот — нет

16 июня 2025, 00:00
№25

Дефицит бюджета за пять месяцев — 1,5% ВВП. Рубль укрепляется шесть месяцев подряд

Читайте Monocle.ru в

Начавшееся еще во втором полугодии 2023 года снижение погрузки грузов на сети РЖД в мае 2025-го продолжилось: она составила 94,6 млн тонн, на 9,4% меньше показателя мая 2024-го. По отношению к 2023 году отставание достигло 11,3%.

Основные потери в объемах связаны со снижением перевозок строительных грузов (−19,4%) из-за уменьшения поставок продукции крупных щебеночных предприятий на строительные комплексы. Снизились также поставки нефтяных грузов (−8,9%). Из-за сокращения спроса на металлургическую продукцию зафиксировано глубокое падение погрузки черных металлов и металлолома, на 29,1 и 40,0% соответственно.

Что касается каменного угля, лидирующего по объему перевозок на железной дороге груза (около 30% совокупной погрузки), то здесь снижение вполне умеренное: по итогам пяти месяцев оно составило 3,4%, а в среднесуточном выражении и того меньше: 2,8%.

Есть сегменты, где погрузка растет. В мае увеличилась погрузка железной руды (+1,1%), рыбы (+24,4%), удобрений (+2,8%), сахара (+6,5%) и руд цветных металлов (+0,7%). На 1,3% увеличились поставки в порты Дальнего Востока, в том числе каменного угля — на 2,7%.

Любопытно, что грузооборот, то есть собственно перевозочная работа железнодорожного транспорта, практически не испытал снижения. По итогам пяти месяцев он составил 1049,2 млрд тарифных тонно-километров, что всего на 0,8% ниже уровня января‒мая 2024 года. Стабильность грузооборота при снижении показателя погрузки может означать только одно: увеличение среднего расстояния грузовых перевозок по железной дороге.

С 2010 по 2022 год средняя дальность перевозки одной тонны груза по железной дороге выросла на 30% — с 1495 до 1946 км. В следующие два года, по данным Союза операторов железнодорожного транспорта, средняя дальность немного снизилась (1925 км в 2023 году и 1924 км в 2024-м). Последние данные о соотношении динамики погрузки и грузооборота говорят о том, что средняя дальность перевозок снова начала расти. Диапазон расстояний (и типов грузов), где автомобильный транспорт все увереннее конкурирует с железной дорогой, увеличивается.

Дефицит федерального бюджета в мае составил 462 млрд рублей, следует из предварительной оценки исполнения бюджета за пять месяцев Минфина России и из уточненных данных Федерального казначейства по итогам января‒апреля. Это минимальное месячное значение дефицита в 2025 году (в марте из-за специфических технических причин учета квартальных налогов сложился крупный профицит в размере 1,88 трлн рублей). Накопленное за январь‒май отрицательное сальдо казны достигло 3,39 трлн рублей, или 1,5% ВВП.

В нынешнем году мы наблюдаем крайне неравномерную динамику доходов и расходов федерального бюджета от месяца к месяцу, что существенно затрудняет оперативный анализ ситуации с бюджетом. В мае по отношению к апрелю расходы сократились на 30%, а доходы — на 24%, и в результате месячный дефицит уменьшился более чем в два раза, с 971 млрд рублей в апреле до 462 млрд в мае.

Ключевая проблема для бюджета в текущем году — недобор нефтегазовых доходов (против плана и прошлогоднего графика) из-за низких цен на нефть, сопровождавшихся значительным укреплением рубля. В мае он укреплялся относительно основных иностранных валют шестой месяц подряд. Основной причиной этого тренда оставалась привлекательность российских активов для граждан и компаний в условиях жесткой денежно-кредитной политики и, как следствие, низкий спрос на валюту. При этом объем чистых продаж валюты крупнейшими экспортерами несколько сократился: среднедневное значение в мае снизилось на 11% относительно предыдущего месяца, до 406 млн долларов в день. На фоне продолжающегося укрепления рубля и приближения сезона отпусков объем нетто-покупок валюты физическими лицами возрос в мае до 111 млрд рублей против 68,5 млрд в апреле.

Статистические данные, доступные на конец мая, свидетельствуют о практически полной остановке экономического роста, констатирует Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в свежем выпуске своего квартального прогноза. В первом квартале 2025 года по отношению к четвертому кварталу 2024-го ВВП сократился на 0,4% (со снятой сезонностью). В годовом выражении (по отношению к январю‒марту 2024 года) рост ВВП замедлился до 1,4%. Большинство макроэкономических показателей в январе‒марте 2025-го продемонстрировали либо прекращение роста, либо существенное его замедление. Сохраняющийся рост потребительского спроса и государственных расходов удержал экономику от спада в начале нынешнего года. Однако продолжение наблюдаемых тенденций повышает вероятность технической рецессии — отрицательной динамики ВВП в течение двух последовательных кварталов — уже по итогам первого полугодия текущего года. Возможное снижение мирового спроса и цен на энергоносители и на другие сырьевые товары в результате торговых войн и изменений в политике ОПЕК+ может стать дополнительным фактором замедления экономического роста, говорится в квартальном прогнозе ИНП РАН.

При условии перехода ЦБ к смягчению денежно-кредитной политики во второй половине года и при отсутствии внешних шоков ИНП РАН ожидает замедления экономического роста по итогам 2025 года до 1,2%. При этом набор имеющихся рисков смещен в пользу более существенного замедления экономической активности. В 2026–2028 годах рост российской экономики составит около 2% (против +4,3% в 2023-м и 2024-м).