В Баку головокружение от успехов

Александр Смирнов
обозреватель отдела политики «Монокль»
Елена Горбачева
специальный корреспондент «Монокль»
16 июня 2025, 06:00 №25

Почему Азербайджан обостряет отношения с Москвой и как Россия корректирует свою политику в Закавказье

EPA/POMAN ISMAYILOV
Военный парад в Баку
Читайте Monocle.ru в

Президент Азербайджана Ильхам Алиев взял курс на обострение отношений с Россией еще в конце прошлого года, а все видимые попытки Москвы уладить напряженную ситуацию, кажется, не приносят результата. Складывается впечатление, что Баку просто ищет повод для ссоры с Москвой, а когда не находит, то на пустом месте создает очередную конфликтную ситуацию, чтобы продемонстрировать: Азербайджан больше не заинтересован в России ни в качестве союзника, ни в роли арбитра в Закавказье.

Причины такого поведения азербайджанских партнеров, похоже, стали следствием «головокружения от успехов» после победы в войне за Карабах. А ведь Россия, несмотря на союзнические отношения с Арменией, решила прямым образом не вмешиваться в два последних армяно-азербайджанских военных конфликта, предпочитая выступать в роли посредника и миротворца и пытаясь сохранять хорошие отношения с обеими постсоветскими республиками. Но в итоге Ереван акцентированно взял курс на Запад, а Баку начинает все более явно демонстрировать пренебрежение к политической линии Москвы.

Видимо, азербайджанские власти посчитали, что российско-армянские отношения безнадежно испорчены, а Вооруженные силы РФ слишком заняты в СВО на Украине, чтобы контролировать ситуацию на иных направлениях. Тем не менее, несмотря на неприятный внешний фон российско-азербайджанских отношений, опрошенные «Моноклем» эксперты призывают не драматизировать ситуацию. Во-первых, Азербайджан ведет себя так не только с Россией. Во-вторых, во время СВО Москве важно не закрывать окна возможностей с бывшими постсоветскими странами.

Наконец, Россия нужна странам Закавказья. В том числе и Азербайджану, и чем дальше, тем больше: запасы нефти и газа в республике не бесконечны.

Отправная точка обострения

В декабре прошлого года самолет компании Azerbaijan Airlines, следовавший из Баку в Грозный, совершил аварийную посадку в Казахстане. Из 67 пассажиров и пяти членов экипажа погибли 38 человек. Тогда президент России Владимир Путин позвонил Ильхаму Алиеву и принес свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в российском воздушном пространстве, выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим.

Однако Алиев сразу же после разговора с Путиным публично потребовал от России признания ее вины в произошедшем, извинений, привлечения виновных к уголовной ответственности, а также выплаты компенсации Азербайджану, пострадавшим пассажирам и членам экипажа. После этого заявления Путин, пытаясь разрешить конфликт, снова позвонил Алиеву, чтобы продолжить «обсуждение вопросов, связанных с авиакатастрофой». И кризис в отношениях пошел на спад.

Позже, в феврале, Баку направил Москве ноту о прекращении деятельности представительства Россотрудничества в Азербайджане — «Русского дома», чья деятельность была направлена на развитие и координацию международных отношений и гуманитарного сотрудничества. В МИД Азербайджана утверждали, что «Русский дом», проработавший в стране 27 лет, не был зарегистрирован как юридическое лицо, а организация «серьезно нарушила законодательство» страны. Баку выразил надежду, что российская сторона после отправки ноты «примет соответствующие меры в этом направлении», но не предоставил такой возможности.

Можно также считать, что тем самым Баку поквитался за закрытие Минюстом России в 2017 году Всероссийского азербайджанского конгресса из-за несоответствия его устава российскому законодательству. А открыт он был еще в 2001 году при поддержке Владимира Путина и Гейдара Алиева.

Комментируя ситуацию с «Русским домом», официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила о готовности Москвы «выполнить необходимые действия для завершения регистрации “Русского дома”» и понадеялась на положительное решение этого вопроса. А глава Россотрудничества Евгений Примаков утверждал, что посольство РФ, «Русский дом» в Баку, а также Министерство иностранных дел России уже многократно обращались за помощью в регистрации в минюст и МИД Азербайджана, однако «все призывы оставались без ответа». Примаков также рассказал, что собственник помещения, которое арендует «Русский дом», решил срочно его продать и предложил представительству съехать в течение полутора месяцев.

Практически одновременно с закрытием «Русского дома» Баку также уведомил Вашингтон о приостановке работы Агентства США по международному развитию (USAID) в республике из-за отсутствия «правовых оснований» для его деятельности. Но поскольку ранее сам президент США Дональд Трамп начал кампанию по ликвидации USAID, то этот «антиамериканский демарш» прошел для Вашингтона незамеченным. Кроме того, еще в январе Ильхам Алиев активно критиковал уходящего в отставку президента США Джо Байдена и хвалил избранного президента Дональда Трампа, поэтому выдворение впавшего в немилость у Белого дома USAID выглядело не только безопасным, но и полезным шагом для азербайджано-американских отношений.

До сих пор многие азербайджанцы обосновывают свое поражение от «маленькой Армении» помощью Москвы, считая, что Россия встала на сторону Еревана в том конфликте

Можно вспомнить также приговор азербайджанскому политологу и журналисту Назакет Мамедовой, которую осудили в конце 2024 года на 13 лет «за государственную измену»: ей вменяли в вину сотрудничество с российскими спецслужбами. Мамедова известна тем, что освещала ход СВО с пророссийских позиций и неоднократно бывала в Донбассе. Госизменой была признана и деятельность лидеров Евразийского движения Азербайджана Ибрагима Гасанова и Ибрагима Гумбатова, которые выступали за стратегическую дружбу с Россией.

Зато в феврале 2025 года апелляционный суд в Баку освободил из-под стражи ранее задержанную по запросу России экс-судью Краснодарского краевого суда Елену Хахалеву, обвиняемую в мошенничестве и служебном подлоге. Азербайджанский суд отказал Москве в экстрадиции Хахалевой, и позже она беспрепятственно покинула страну.

Наконец, Ильхам Алиев не приехал в Россию 9 мая — в этот день он со своей супругой, первым вице-президентом Азербайджана Мехрибан Алиевой отправился на могилу Гейдара Алиева на Аллее почетного захоронения, открыл мечеть в Шушинском районе, а под конец дня принял участие в церемонии ввода в работу животноводческого комплекса.

Постсоветское наследие

За треть века, которые семья Алиевых руководит независимым Азербайджаном, страна прошла непростой путь. Ильхам Алиев стоит во главе страны с 2003 года, фактически унаследовав должность президента от своего отца Гейдара, занимавшего ее с 1993 по 2003 год, а также руководившего республикой с 1969 по 1982 год в должности первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана.

Некоторые из причин, объясняющих логику поведения Азербайджана во внешней политике, уходят своими корнями именно в 1990-е, когда бывшие советские республики, обретя независимость, стали проводить так называемую многовекторную политику. Многие исследователи полагают, что термин «постсоветское пространство» давно устарел: прошло уже слишком много времени, и ставшие независимыми государства уже не объединяет какой-то один центр, которым раньше была РСФСР.

Бывшие советские республики расползаются по альтернативным центрам силы, и для Азербайджана вполне естественно смотреть в сторону Турции. «Мы знаем, что Азербайджан является активным участником Организации тюркских государств, созданных по инициативе Анкары. Азербайджан выстраивает различные конфигурации и с центральноазиатскими республиками, и с Турцией. Тем не менее они все-таки пытаются, опираясь на свои ресурсы и возможности — экономические, политические, лоббистские и иные, — вести свою линию и отстаивать свои интересы», — рассказал «Моноклю» политолог, эксперт по Южному Кавказу Андрей Арешев.

Естественным образом дают о себе знать и психологические травмы, формируемые искаженным представлением об отношениях между республиками в СССР. Особенно если на госканалах принято их всячески расчесывать. Известно, что Азербайджан прошел трудный «карабахский цикл» — от признания факта поражения в войне до восстановления территориальной целостности, что еще десять лет назад казалось практически невозможным. Но до сих пор многие азербайджанцы обосновывают свое поражение от «маленькой Армении» помощью Москвы, считая, что Россия в том конфликте встала на сторону Еревана.

Кроме того, как и в большинстве республик бывшего СССР, движение за независимость в Азербайджане возглавили националисты. В январе 1990 года они спровоцировали армянские погромы в Баку, в ходе которых, по разным оценкам, было убито от 50 до 300 человек. Для подавления беспорядков в город были введены советские войска, погибло около двух десятков солдат и более сотни местных жителей. Даже в азербайджанском руководстве есть политики, которые винят в этих событиях Россию.

Это похоже на отравление части общества пропагандой, которая первоначально использовалась властями для консолидации общества, но затем из мифа превратилась в устойчивую историческую «реальность». Она стала основой для модного постколониального дискурса, который транслируют в постсоветских государствах. «Они по-прежнему смотрят свысока на все эти бывшие советские страны» — такое мнение высказал в интервью The New York Times глава Центра анализа международных отношений (Азербайджан) Фарид Шафиев, рассуждая об «имперском высокомерии» России.

Заклятый сосед

В сентябре 2020 года Азербайджан при активной поддержке Турции начал военную операцию по установлению контроля над Карабахом. Менее чем через месяц военный конфликт завершился подписанием мирного соглашения при посредничестве России, согласно которому примерно две трети территории Карабаха переходили под контроль Азербайджана, а треть его территории, включая столицу региона Степанакерт, оставалась под контролем властей непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а де-факто — Армении.

Поскольку территория Нагорного Карабаха отказалась отрезанной от Армении, согласно мирным соглашениям, Баку обязался предоставить для их связи Лачинский коридор. Взамен Армения пообещала предоставить Азербайджану Зангезурский коридор, соединяющий республику с ее эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой, а контроль за транспортным сообщением должны были осуществлять пограничники ФСБ России. На территории Нагорного Карабаха в местах проживания армян были размещены две тысячи российских миротворцев.

Таким образом образовалась сложная конструкция взаимозависимых обязательств Армении и Азербайджана, но при соблюдении обоюдных интересов она давала шанс на устойчивый мир в регионе. Однако Баку сразу же начал критиковать российских миротворцев за «проармянскую позицию», а в декабре 2022 года азербайджанские «экологические активисты» перекрыли Лачинский коридор, и Азербайджан взял в блокаду неподконтрольную ему территорию Нагорного Карабаха, где начался голод.

В сентябре 2023 года Азербайджан разорвал мирное соглашение и начал новую военную операцию по захвату всей территории Нагорного Карабаха, за десять дней полностью разгромив армянские силы. В ходе военных действий азербайджанские военные расстреляли автомобиль с российскими миротворцами, погибли пять военнослужащих. Тогда Ильхам Алиев позвонил Владимиру Путину, принес свои извинения и соболезнования и пообещал наказать виновных (что до сих пор не сделано) и оказать материальную помощь семьям погибших.

Ереван считал, что, поскольку в ходе этих двух вооруженных конфликтов Азербайджан наносил удары не только по территории Нагорного Карабаха, но и вглубь территории Армении (кроме того, азербайджанская армия захватила несколько армянских пограничных застав, таким образом «передвинув» границу), Ереван имеет право на военную помощь стран ОДКБ, однако получил отказ.

Армения заявила о замораживании своего членства в ОДКБ (хотя такие действия не предусмотрены уставом организации) и взяла курс на сближение с Западом, прежде всего с Францией. Россия перестала быть основным поставщиком оружия в Армению: если несколько лет назад доля российского оружия в общем импорте военной продукции превышала 90%, то сегодня, по заявлению армянских властей, она упала до 10%, а ее место заняли Индия и Франция.

Таким образом, желание России выступить посредником между Арменией и Азербайджаном привело к тому, что в Ереване сочли позицию Москвы слишком проазербайджанской, а в Баку — крайне проармянской и дружественные отношения оказались испорчены с обеими сторонами конфликта.

После военной победы Азербайджан отказывается заключать мирный договор, продолжая выдвигать новые территориальные требования к Армении, уже не относящиеся к Карабаху. Ереван пошел им навстречу и в мае прошлого года передал под контроль Баку четыре приграничных села и прилегающие к ним территории общей площадью 6,5 квадратного километра.

Несмотря на то что Азербайджан сам разорвал мирное соглашение 2020 года, он продолжает требовать от Армении предоставить ему полный контроль над Зангезурским коридором. Но в этом вопросе Ереван нашел поддержку в Тегеране, поскольку Зангезурский коридор под контролем Азербайджана отрезал бы территорию Ирана от Армении.

Помимо новых территорий Азербайджан потребовал от Армении согласия на роспуск Минской группы ОБСЕ по Карабаху и исключения из ее конституции ссылки на Декларацию о независимости, в которой Нагорный Карабах провозглашается армянской территорией. Ереван согласился на оба эти требования.

Однако больше всего Армению пугает то, что Ильхам Алиев называет более половины территории Армении «Западным Азербайджаном», где «на протяжении всей истории» проживал азербайджанский народ. «Надо учесть, что нынешняя территория Армении — это исторические земли азербайджанцев, которые когда-то составляли абсолютное большинство на этих землях. Сегодня мы говорим, что 300 тысяч западных азербайджанцев должны вернуться в те регионы… Это также покажет, что нынешнее руководство Армении не является фашистским, потому что три президента у них были фашистами», — заявил Алиев в январе этого года.

Угроза новой войны

Ильхам Алиев явно торопится преобразовать военное преимущество в политические дивиденды — принудить Армению к максимальным уступкам. В Ереване полагают, что Баку специально выдвигает заведомо неприемлемые для Еревана условия, чтобы иметь формальный повод для новой войны, целью которой будет захват большей части территории Армении. Еще недавно казалось, что Алиев выполнил историческую миссию, навсегда вернув контроль над Карабахом, а теперь выясняется, что его аппетиты могут распространяться еще дальше.

Возможна ли большая война Азербайджана с Арменией? — этот вопрос внезапно стал открытым. Многое зависит от геополитической обстановки. Дипломатическую и военную поддержку Еревану оказывает в основном ЕС, прежде всего Париж, что очень раздражает Баку. Новая администрация Белого дома пока что не высказывает однозначных симпатий ни к одной стороне конфликта, но, по заявлению госсекретаря США Марко Рубио, «подлинный риск вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией сохраняется, и Соединенные Штаты пытаются его предотвратить».

Год назад Алиев потребовал от Еревана прекратить импорт оружия, а в январе этого года обвинил руководство Армении в подготовке к войне. «Они живут реваншистскими идеями, и Армения фактически является источником угрозы для региона. Независимое армянское государство, по сути, является фашистским государством. Потому что если этой страной на протяжении почти 30 лет руководили носители фашистской идеологии, то они и сформировали эту страну по своему подобию… Вот почему фашизм должен быть уничтожен. Его уничтожит либо руководство Армении, либо мы… Хочу еще раз сказать, что мы не будем смотреть на это как просто наблюдатели. Армения должна немедленно остановить вооружение. Франция и другие страны, поставляющие ей оружие, должны расторгнуть и аннулировать эти контракты. Уже поставленное в Армению оружие должно быть возвращено. Это наше условие», — заявил президент Азербайджана.

Амбиции и ресурсы

В последние годы Азербайджан активно наращивает военные расходы: если в 2020 году, когда Баку готовился к войне за Карабах, его военный бюджет составлял 2,2 млрд долларов, то уже в 2023-м он увеличился почти в два раза, до 4,1 млрд долларов, а в 2024-м - до 4,9 млрд долларов. Это 6% ВВП страны.

При этом в последние три года рост экономики Армении существенно опережает аналогичный показатель Азербайджана: в 2022 году армянский ВВП вырос на 12,6%, а азербайджанский - на 4,6%, в 2023-м — на 8,7% (1,1%), в 2024-м - на 5,9% (4,1%). По итогам 2024 года номинальный ВВП на душу населения в Армении составил 8575 долларов, в Азербайджане только 7430 долларов.

Одна из главных причин замедления роста азербайджанской экономики — постепенное исчерпание нефтяных запасов страны, долгие годы служивших основным источником дохода. Самый высокий уровень добычи нефти и газового конденсата в Азербайджане зафиксирован в 2010 году, тогда было извлечено 50,8 млн тонн. А в 2024 году добыча упала до 29,1 млн тонн, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 3,6%. Несмотря на это, за предыдущие годы Азербайджан смог накопить немалую подушку безопасности: его валютные резервы выросли до 73,8 млрд долларов, а госдолг составляет всего 16 млрд долларов.

Энергетика остается главным ресурсом развития экономики Азербайджана, а наличие совместных проектов в энергетической и торгово-логистической сферах с самыми разными странами позволяет Баку чувствовать себя уверенно на мировой политической арене. А также создавать новые рабочие места, привлекать дополнительное финансирование и уверенно лавировать в нынешней сложной обстановке, поясняет Андрей Арешев: «В Баку делают серьезную ставку на развитие альтернативной энергетики, как бы скептически к ней ни относились. Азербайджан активно сотрудничает в этой сфере с Китаем, Саудовской Аравией и Эмиратами. Кроме того, в Азербайджане активно развивается военно-промышленный комплекс. И, насколько я могу судить, есть серьезные амбиции выступать в качестве регионального игрока еще и в этой сфере».

Кроме энергетики в актив Азербайджана можно записать выгодное географическое положение, позволяющее ему акцентированно проводить диверсификацию внешнеэкономических связей, развивая их с Россией, Турцией, Китаем, Израилем, Европейским союзом и Ираном, продолжает эксперт. «Баку частично пытается компенсировать обвал газовых поставок из России на европейский рынок — хочу напомнить, что недавно Ильхам Алиев дважды встречался с верховным представителем ЕС по иностранным делам и безопасности Каей Каллас. Кроме того, Баку принимает участие в развитии Срединного коридора — это путь из Китая в Европу в обход России, для этих целей модернизируется Бакинский морской порт».

Азербайджан, к слову, и сам выступает в роли инвестора и вкладывает значительные средства в экономику соседей — например, в российские нефтеперерабатывающие предприятия. Инвестирует Баку и в соседнюю Турцию и ее энергетическую отрасль: по словам Арешева, в местных СМИ сообщали, что азербайджанские инвестиции в Турцию уже превысили вложения Турции в Азербайджан.

Тонкости дипломатии

Все эти факторы позволяют Азербайджану вести себя достаточно уверенно и независимо со всеми странами, не только с Россией. Даже во взаимоотношениях с братским турецким государством нет полной идиллии и согласия по ряду вопросов, напомнил Арешев. «Например, вопрос Северного Кипра: Азербайджан его официально не признал. К тому же Турции не слишком нравится сотрудничество Азербайджана с Израилем».

В свою очередь, доктор исторических наук Ниязи Ниязов, эксперт по внешней политике стран Южного Кавказа, оценил российско-азербайджанские отношения как высокие, имеющие определенные проблемы, связанные с известными трагическими событиями с крушением самолета Azerbaijan Airlines, но имеющие тенденцию к улучшению. «Рано или поздно это произойдет, причем в обозримом будущем, потому что взаимодействие в интересах обеих стран».

Импульсивность не свойственна имперской дипломатии. В России понимают, что географию отменить нельзя, и уход Азербайджана из исторической зоны ее интересов невозможен в принципе

Ниязов добавил, что тема крушения самолета очень болезненно воспринимается прежде всего в азербайджанском обществе, что не может игнорировать официальный Баку, и, как только она будет снята с повестки международных отношений, все вернется на круги своя.

Стоит обратить внимание на то, какие двусторонние визиты были совершены в последние годы, пояснил «Моноклю» кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев. Например, двухдневный государственный визит президента России в Азербайджан в августе 2024 года. Кроме Владимира Путина в Баку отправились глава Министерства иностранных дел, два вице-премьера, два помощника президента, главы «Роснефти», «Газпрома» и другие. Ильхам Алиев, в свою очередь, отправился с государственным визитом в Россию осенью того же года, а ранее приезжал в апреле. По составу российской делегации в Баку понятны масштаб и значимость этих отношений для России.

«Мы много говорим о том, что окна для внешней торговли России есть в Грузии, Армении, Казахстане. Азербайджан тоже одно из таких окон в условиях санкций. Потом, нельзя не учитывать очень энергичный азербайджанский лоббизм в России — это, конечно, оказывает какое-то влияние на российскую внешнюю политику. И в целом азербайджанская дипломатия отличается очень большой напористостью. Насколько я могу судить, они никогда не задумываются, как будут оцениваться их слова на внешнем контуре, Азербайджан со всеми может разговаривать очень жестко, это такая манера, в то время как у России и у большинства стран дипломатический стиль совершенно другой: Россия без практической необходимости не форсирует риторику, говорит почти всегда очень мягко», — считает Николай Силаев.

Между векторами

В отличие от Ильхама Алиева, премьер-министр Армении Никол Пашинян не отказался от своих обещаний и посетил торжественные мероприятия в Москве 9 мая (правда, в отличие от Алиева, не отправил своих военнослужащих на сам парад). А уже 20‒21 мая министр иностранных дел РФ Сергей Лавров совершил двухдневный визит в Армению, в ходе которого констатировал, что стадия недоверия или взаимных обид двух стран осталась в прошлом. Во время визита Лаврова глава МИД Армении Арарат Мирзоян сделал очень знаковые заявления: во-первых, Ереван не подавал заявку на членство в Евросоюзе и переговоры об этом не ведутся, а во-вторых, Армения стремится продолжить свое участие в Евразийском экономическом союзе, что приносит ей ощутимые экономические дивиденды.

А ведь еще 26 марта парламент Армении принял закон о начале вступления страны в Евросоюз. Очевидно, что попытка Еревана переориентироваться с России на ЕС не оправдала его ожиданий. Евросоюз пока не стремится расширяться: Польша, Венгрия, Словакия и ряд других стран, получающих субсидии из Брюсселя на развитие своих экономик, опасаются, что в случае принятия в ЕС более бедных стран они останутся без дотаций. Что касается поддержки ЕС в противостоянии с Азербайджаном, то она носит скорее декларативный характер, что явно не способно остановить Баку. Франция с удовольствием продает Армении свое оружие, но не собирается воевать за ее интересы.

Сергей Лавров провел встречу и с Николом Пашиняном, в ходе которой обсуждались вопросы сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, региональной и международной безопасности, и армянский лидер отметил положительную динамику развития отношений двух стран. Возможно, Ереван осознал, что не может обеспечить собственную безопасность без России.

На этом же фоне в конце мая в Баку прибыл министр иностранных дел Украины Андрей Сибига и провел переговоры с Ильхамом Алиевым. Президент Азербайджана вновь подтвердил приверженность «территориальной целостности» Украины (то есть поддержал претензии Киева на Крым, ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области), а также пообещал «продолжить гуманитарную помощь» Киеву, на которую Баку тратит несколько десятков миллионов долларов в год.

Кто кому нужнее?

В Баку уверены, что Москва заинтересована в конструктивном взаимодействии с Азербайджаном и не будет слишком резко отвечать на «многостороннюю дипломатию» соседа. По мнению Андрея Арешева, двусторонние экономические связи необходимы России в контексте преодоления негативных последствий антироссийских санкций и вообще той динамики, которая наблюдается с февраля 2022 года, когда Россия начала специальную военную операцию на Украине. «Вполне логично и естественно, что соседи наши ближние этим в полной мере пользуются. Кстати говоря, это не только к Азербайджану относится, но и к другим республикам бывшего СССР».

Азербайджан чувствует себя победителем, считает Николай Силаев. «Баку уверен, что ветер дует в его паруса, и это будет продолжаться еще некоторое время. Россия в некотором отношении уязвима, потому что большая часть военного потенциала России задействована на Украине. И в то же время Россия нуждается в партнерах по обходу санкций. Кстати, посмотрите на Казахстан и на Армению, которые тоже чувствуют сейчас нашу уязвимость и так себя ведут». К этому добавляется и внутренний фактор: руководству Азербайджана важно показывать населению страны свою «крутизну», особенно по мере того, как эйфория от успехов в Карабахе проходит. «Россию, которая всегда говорит и действует дипломатично и сдержанно, в Баку считают подходящим объектом для таких демонстраций», — добавил Силаев.

Неоднозначные процессы на Кавказе ставят перед нашей страной непростые вызовы. Кажется, что Россия пропускает неприятные уколы, ничего не делая в ответ, а то и вовсе уходит из Закавказья. Но, с другой стороны, политика не всегда проявляется в резких выпадах и очевидных шагах. Такая импульсивность не свойственна именно имперской дипломатии. В России понимают, что географию отменить нельзя, и уход страны из исторической зоны ее интересов невозможен в принципе.

Азербайджан, как и все страны Закавказья, после обретения независимости искал партнеров помимо России, и это совершенно естественно, считает Силаев. «То, что турецкого влияния там многовато, — это факт. Но есть вещи, которые меняются: сегодня больше, завтра — меньше». А что касается российской внешней политики, Россия исходит из того, что если есть возможность не портить отношения, то не надо их портить, заключил эксперт.

Не стоит во всех происходящих событиях видеть чью-то злую волю, добавляет Ниязи Ниязов: «Все постсоветские страны, включая Азербайджан, Грузию, Армению, так или иначе всегда будут держать на первом месте свои интересы. Эти интересы могут совпадать с российскими, а могут и не совпадать. Задача нашей внешней политики, с моей точки зрения, заключается в том, чтобы создать большое поле пересекающихся интересов. Но если они в чем-то не совпадают, то стоит искать варианты открытия новых окон возможностей: в сфере образования, культурного взаимодействия, но в первую очередь экономического взаимодействия». Для России и Азербайджана это важнейший транспортный коридор «Север — Юг», который проходит от Санкт-Петербурга до Персидского залива, напомнил эксперт. «Могу сказать, что Россия никуда особо не уходит. Россия немножечко меняет стратегию действий на Южном Кавказе», — подытожил Ниязов.