Анатомия обмена

Константин Пахунов
корреспондент журнала «Эксперт»
26 декабря 2023, 15:46

Механизм обмена попавших в блокировку активов отечественных инвесторов на аналогичные активы нерезидентов выглядит большим позитивным сдвигом для участников рынка с обоих сторон. Однако его детали оставляют ряд сомнений.

Коллаж: Тамара Ларина

Активное обсуждение участниками рынка предполагаемого обмена иностранных ценных бумаг, принадлежащих россиянам, на рубли, принадлежащие иностранцам и находящиеся на счетах типа «с», может оказаться совершенно бессмысленным. Если вдруг глава Минфина Антон Силуанов, как и обещал, в ответ на конфискацию отечественных госактивов, конфискует все, что «замерзло» у иностранцев. Вероятность такого события, аналитики оценивают как невысокую, тем не менее, неясностей с обменом и без того остается все еще множество. 

Напомним, что планы по обмену были озвучены летом текущего года Антоном Силуановым, тогда объем замороженных средств был оценен в 1,5 трлн рублей у 3,5 млн россиян (речь идет о розничных инвесторах), а сама такая возможность была озвучена главой ЦБ еще в июне. Позднее, в ноябре Владимир Путин подписал соответствующий указ, а в середине декабря ЦБ изменил режим для счетов типа «с», подготавливая почву для исполнения указа. 

Как это все должно работать на практике? Как объясняет внутреннюю механику процесса руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов, сначала торговая площадка/организатор торгов и депозитарии, где хранятся заблокированные ценные бумаги, предложат инвесторам продать такие бумаги на торгах. Для этого надо будет оформить оферту с предложением выкупить пакет иностранных бумаг изначальной стоимостью до 100 000 рублей. Оферта направляется торговой площадке через брокера, проводящего «стоимостной контроль» пакета активов. При этом иностранные акции (ИЦБ ― иностранные ценные бумаги) НРД будет учитывать отдельно. Из них площадка сформирует пул ценных бумаг, который поделит на лоты. Получив от инвесторов оферты и сформировав лоты по ИЦБ, организатор торгов обращается к нерезидентам, имеющим счета типа «С» с заблокированными рублями. Если иностранцы примут эти предложения, они должны будут подать заявление об участии в торгах и поручить своему банку перевести деньги со счета типа «С» на счет торговой площадки: заблокированные ИЦБ и деньги окажутся в одном месте. «Если торги не состоятся, деньги иностранцев вернутся обратно на счета типа «С», а ИЦБ россиян перестанут быть обособлены. Если торги состоятся, то деньги за ИЦБ переводятся брокеру, который зачисляет их на счета инвесторов, а депозитарий организатора торгов зачисляет выкупленные ИЦБ на транзитный счет, после чего иностранцы могут дать поручение вывести их в иностранные депозитарии», ― резюмирует результат такого обмена Дмитрий Леснов.

Здесь стоит остановиться двух моментах. Первый состоит в том, что за период с начала блокировки активов немалая часть российских инвесторов уже избавилась от бумаг через внебиржевые механизмы ― их уже давно предлагают почти все неподсанкционные брокеры. Но это не привело к уменьшению объема заблокированных активов, так как прошедшие по внебирже сделки все еще остались в заблокированном периметре, просто поменяв собственника. Соответственно, сколько в «заморозке» бумаг было, столько и осталось.

Вторым моментом стоит отметить ограничение в 100 тыс рублей. Напомним, что, когда речь идет о «застрявших» на счетах «с» деньгах нерезидентов, сюда включаются и крупные инвесторы вроде Berkshire Hathaway или Morgan Stanley. Им, казалось бы, копейки розничного инвестора могут быть малоинтересны. Но это не так. Как разъяснили в «Финаме», схема предполагает, что торговля с нерезидентами будет происходить по лотам, которые будут аккумулироваться из большого числа пакетов розничных российских инвесторов. Т.е. лот для покупателя будет крупным (гораздо больше, чем 100 тыс. руб.), что сделает операцию интересной даже для гигантов, ведь это возможность вернуть уже, казалось бы, списанные в убыток деньги.  

Юридическая запутанность

Но вкупе с более-менее понятными моментами планируемого обмена остается еще ряд куда менее определенных.

Как ранее заявлял замминистра финансов Иван Чебесков, в вопросе разблокировки активов, которыми торговали через СПБ биржу, будут действовать те же механизмы, что и для разблокировки активов в НРД.  Однако в сообщении ЦБ говорится именно об НРД, и это означает, что как минимум на первом этапе, когда начнутся торги, возможность продать бумаги будет только у тех, кто приобретал их через Мосбиржу. 

Неопределенным моментом остается и юридическая сторона сделок. Так как о переговорах в отношении обмена активами неизвестно, выходит, что все инициативы идут в одностороннем порядке. Прямого запрета на сделки между отечественными и иностранными инвесторами фактически нет, однако этому будут препятствовать санкции, наложенные на НРД. Соответственно, ни Euroclear, ни Clearstream не будут проводить с ним операции до снятия санкций и получения одобрения от своих регуляторов. С СПБ биржей, кстати, та же история ― она вместе с СПБ банком, выполняющим функции депозитария, находится под санкциями (здесь есть нюанс, сам банк не под санкциями, но так как доля биржи в капитале банка превышает 50%, то санкции, наложенные на биржу, распространяются и на него). И может получиться так, что, купив одну «заморозку» за другую, нерезидент ничего не сможет с ней делать дальше, останется либо ждать, либо как-то договариваться со своими регуляторами.