МИД Йемена выступил с резким заявлением, содержащим угрозы в адрес США и Великобритании. Поводом к дипломатическому демаршу стало исполнение угрозы Вашингтона и Лондона йеменским хуситам, которые несмотря на неоднократные предупреждения продолжают нападать на корабли, проходящие мимо контролируемого ими побережья Йемена.
Россия запросила проведение срочного заседания Совета безопасности ООН, которое состоится 12 января поздно вечером по московскому времени. При этом официальный представитель МИД РФ Мария Захарова резко осудила военную акцию: «Авиаудары США по Йемену - очередной пример извращения англосаксами резолюций СБ ООН и полное пренебрежение международным правом во имя эскалации ситуации в регионе ради своих разрушительных целей», ― написала она в своем Telegram-канале.
С середины ноября хуситы совершили 27 нападений на корабли, в результате чего судоходство по Суэцкому каналу и Красному морю, одному из самых оживленных торговых маршрутов, фактически остановилось. Например, за первую неделю этого года количество контейнеровозов, проходящих по Красному морю как из Европы в Азию, так и в обратном направлении, сократилось на 90%!
Корабли отправляются сейчас в обход, огибая Африку с юга. Такой маршрут значительно удлиняет путь, повышает транспортные расходы и цены практически на все товары.
В нанесении ударов в ночь с 11 на 12 января по многочисленным целям на территории Йемена, связанным с поддерживаемыми Ираном хуситами, участвовали американские и британские самолеты и военные корабли, находящиеся в Красном море, где они охраняют торговые суда, а также как минимум одна подводная лодка, сообщает Business Insider со ссылкой на источники в Пентагоне. Информации о разрушениях и жертвах пока нет. С заявлениями после проведения операции выступили Джо Байден и Риши Сунак. Они заявили, что удары по радарным станциям, складам вооружений и пусковым площадкам, с которых хуситы обстреливали ракетами корабли и запускали дроны, стали ответом коллективного Запада на нападения на торговые суда и что их целью является защита международного судоходства в регионе. Президент Байден подчеркнул, что операция носила оборонительный характер.
Американский лидер, кстати, упомянул, что операцию поддержали (т.е. приняли в ней какое-то, но главным образом, символическое участие) Австралия, Бахрейн, Канада и Нидерланды.
Удары США и их союзников по территории Йемена последовали сразу после самого мощного за два месяца нападения хуситов, в ходе которого американские и британские военные отразили 18 атак дронов, сбили две противокорабельные крылатые ракеты и одну противокорабельную баллистическую ракету.
Несмотря на заявления Пентагона о том, что все намеченные цели поражены и поставленные задачи выполнены, представляется, что эффект от операции носит скорее пропагандистский, чем практический характер. Дело в том, что хуситы знали заранее о возможных ударах, потому что Вашингтон неоднократно предупреждал о возмездии за нападения на корабли, и наверняка подготовились к ним – перепрятали ракеты и прочие вооружения в другие места и укрепили их. Впрочем, и без подготовительных мер хуситов было очевидно, что существенно ослабить их военный потенциал, что является главной целью американо-британской операции, за один раз выполнить не удастся.
Что касается экономики, то наиболее заметным последствием операции США и Великобритании против хуситов стала нефть, цена на которую в первые часы после нанесения ударов взлетела до 75 с лишним долларов за баррель. Причем, в отношении нефти марки Brent эксперты не исключают превышение и 80-долларового рубежа. На новостях об атаке Йемена резко пошло вверх и золото. На графиках: фьючерсы с исполнением в феврале и марте соответственно.
На многих крупных азиатских биржах (Гонконг, Шанхай, Веллингтон, Манила и Джакарта) выросли, правда, умеренно, индексы. Лишь в Токио рост превысил 1%. С другой стороны, индексы бирж в Сиднее, Сингапуре, Тайбэе и Сеуле остались в красной зоне.
Спрогнозировать ближайшее развитие событий в регионе, пожалуй, не так уж сложно: хуситы, конечно же, нанесут ответные удары, о чем они тоже неоднократно предупреждали Вашингтон, ответом на что станут новые обстрелы территории Йемена.
Не исключено и проведение сухопутной операции. Запущен маховик расширения конфликта в Газе со всеми вытекающими крайне опасными последствиями. Сейчас единственная неизвестная величина в сложном ближневосточном уравнении – это реакция Ирана на обстрел территории Йемена. Но даже если в Тегеране продолжат занимать осторожную позицию и не станут напрямую вмешиваться в конфликт, очевидно, что он выходит на новый, гораздо более опасный уровень.