Усилия коалиции США в Красном море потерпели крах

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
18 января 2024, 11:50

Существенное удлинение маршрута следования танкеров с СПГ из Азии в Европу и рост транспортных расходов рано или поздно должны сказаться на ценах на газ в Европе.

SALEH AL-OBEIDI/AFP/Getty Images

Как утверждает OilPrice, в Красном море не осталось ни одного газовоза, везущего сжиженный газ (СПГ) в Европу. Судоходные компании, перевозящие СПГ из Азии в Европу, включая Flex LNG, вслед за всеми остальными транспортниками тоже решили не рисковать.

Теперь они не заходят через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море, а отправляются в обход Африки, мимо мыса Доброй надежды, несмотря на то, что такой путь значительно длиннее привычного маршрута через Суэцкий канал, или перенаправляются в другие места. Об этом в частности заявил глава Flex LNG Оестейн Каллеклев.

Трафик по Красному морю неуклонно снижается с середины ноября, когда хуситы начали нападать на корабли, проходящие мимо контролируемого ими побережья Йемена. Тем не менее, находилось немало судов, капитаны которых, понадеявшись на охраняющие судоходство военные корабли ВМФ США и их союзников или, что вероятнее, просто на удачу, все же рисковали и пользовались привычным маршрутом. Но после того, как США и Великобритания начали наносить ракетно-бомбовые удары по военной инфраструктуре хуситов, те в ответ начали обстреливать все подряд суда в Красном море, включая американские, ситуация только еще больше ухудшилась.

Количество смельчаков начало быстро сокращаться: если месяц назад кораблей, следующих самым коротким маршрутом, который связывает Азию и Европу, было 272, то в первую январскую неделю их стало 131, а во вторую – уже 114. Без особого риска ошибиться можно спрогнозировать, что и в дальнейшем это количество будет уменьшаться.

Все крупные судоходные компании настоятельно советуют капитанам своих кораблей идти в обход. С такой же рекомендацией выступила Международная ассоциация владельцев танкеров (Intertanko), представляющая владельцев почти 70% нефтяных, газовых и химических танкеров. Не советуют рисковать, кстати, и сами американские военные.

Стоимость и время доставки СПГ резко выросли, однако европейский рынок СПГ пока остается относительно стабильным. Несколько скачков цен на газ в Старом Свете, конечно, были, но, во-первых — не такие уж и большие, а во-вторых, цены довольно быстро снижались. По мнению аналитика агентства Reuters Клайда Рассела, удивительная, особенно по сравнению с 2022 годом, стабильность газового рынка субконтинента объясняется прежде всего тем, что объемы СПГ, получаемые Европой из Азии, относительно малы по сравнению с газом, поступающим из Америки. А также — «текущей динамикой (газового) рынка, который сейчас достаточно гибок, чтобы компенсировать давление на оптовые цены». Однако можно предположить, что такое состояние едва ли продлится слишком долго и цены на газ к весне вырастут.

Внимание к газовозам и СПГ сейчас привлечено, конечно, не случайно. По прогнозам аналитиков компании GlobalData, в течение пяти ближайших лет сжиженный газ должен обойти по объемам доставки по морю нефть.