Правительство обсудит ситуацию на рынке топлива

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 марта 2024, 11:06

Биржевые цены на бензин в России достаточно резко выросли на фоне участившихся атак беспилотников на НПЗ, однако эксперты не ждут значимого роста цен на АЗС, указывая как на наличие различных возможностей обеспечения моторным топливом, так и на отсутствие прямой связи между топливной биржей и розницей. Правительство тем временем явно готовится принять свои меры.

Сайт Правительства РФ

Защита рынка и ремонт НПЗ

Дефицита бензина и дизельного топлива в России не будет, уверены аналитики и участники рынка. Слухи о такой вероятности в последние недели подстегнули цены на оптовом рынке, хотя до розницы это повышение еще не добралось. Тем не менее уже сегодня в правительстве обсудят сложившуюся ситуацию и, что вполне вероятно, пойдут на новые меры защиты потребителей от взлета цен на нефтепродукты, особенно актуальные в преддверие посевной.

Тем не менее, уже сегодня, 22 марта, вице-премьер Александр Новак проведет совещание о ситуации на рынке топлива. Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники, речь пойдет в том числе об увеличении продаж топлива на бирже, о графике ремонтов НПЗ и мерах по поддержанию стабильности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Не исключено, что по итогам этой встречи мы узнаем о превентивных мерах, призванных не допустить подорожания бензина в рознице.

Вопросы цен на топливо возникают далеко не впервые, новую специфику придает им сейчас ситуация с нападениями на российские НПЗ беспилотных аппаратов, засылаемых с Украины. В частности, атакам подверглись Сызранский и Новокуйбышевский НПЗ, а также Рязанский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащие НК «Роснефть». В Ленинградской области, был сбит БПЛА на подлете к заводу КИНЕФ компании «Сургутнефтегаз», который производит 21 млн тонн в год и занимает по этому показателю второе место в стране. А Новошахтинский НПЗ в Ростовской области после атаки беспилотника был остановлен. 

Реакция рынков, как это всегда бывает в при появлении негативных новостей, уже последовала. Так, на торгах Санкт-Петербургской международной товарной биржи индекс цен на бензин «Регуляр-92» достаточно резко вырос: по состоянию на 21 марта 2024 года он достиг 53,42 тыс. руб. за тонну по сравнению с 52,51 тыс. 20 марта и  50,96 тыс. 18 марта. В сравнении с началом 2024 года стоимость бензина увеличилась почти на 50%. 

Бензин «Премиум-95» по итогам торгового дня 21 марта 2024 года вырос до 66,4 тыс. руб. за тонну по сравнению с 65,4 тыс. 20 марта и 63,3 тыс. 18 марта. Летнее дизельное топливо также дорожает, хотя и более плавно: 66,6 тыс. рублей за тонну к утру 22 марта 2024 года по сравнению с 66,3 тыс. за тонну 20 марта и 65,2 18 тыс. марта.

Данные по рознице есть за чуть более ранний период, и по крайней мере в нем цены стабильны. По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 11 по 18 марта 2024 года выросли на 2 копейки, до 54,64 рубля за литр. Так, цены на бензин марки Аи-92 составили 50,56 рубля за литр, бензин Аи-95 - 55,23 рубля за литр. Средняя цена на дизельное топливо и вовсе на прошлой неделе снизилась на 2 копейки и составила 64,72 рубля за литр.

В среду, напоминает «Интерфакс», министр энергетики РФ Николай Шульгинов рассказал об обсуждении возможности увеличения производства топлива на тех НПЗ, где оно не было остановлено, а также корректировка графика плановых ремонтов. «Дополнительные меры для стабильного топливообеспечения связаны в том числе с увеличением выпуска моторного топлива и со снятием логистических ограничений», — добавил он.

Дефицита не будет

Атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы в Усть-Луге, Туапсе, Сызрани, Новокуйбышевске, Волгограде, Нижнем Новгороде и Рязани, подтвердил «Моноклю» Ярослав Островский, специалист департамента стратегических исследований Total Research, в самом деле привели к выводу в режим простоя части их мощностей. Сокращение объемов переработки эксперты оценивают в интервале 2-5%. Биржевые цены на бензин, реагируя на новостной фон, спекулятивно выросли по сравнению с началом года на 30-50% в зависимости от марки, при этом по данным Росстата цены в рознице изменились незначительно — в пределах 1%. 

Как напоминает Ярослав Островский, ранее власти ввели с 1 марта запрет на экспорт бензина – мера, которая помогла справиться с топливным кризисом в прошлый раз. Перенаправление экспортных потоков на внутренний рынок, согласно расчетам, полностью перекрывает потребности страны в топливе, поэтому опасаться его дефицита не стоит. Что касается розничных цен, то, поясняет эксперт, их динамика мало зависит от биржевой, так как правительство держит под контролем отпускные цены основных нефтепроизводителей.

Оптовые цены на бензин и дизель с начала марта выросли на ~10%, а если смотреть с начала года, то на 50% (по 95-му бензину) и 30% на дизельное топливо, подсчитала Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. «Выглядит масштабно, но на розницу пока рост не перешел и вряд ли перейдет, мы ждем увеличения цен только в пределах инфляции», — говорит она. 

Рост в опте , по словам аналитика, обусловлен рядом факторов: как отскоком от низкой базы прошлого года, ростом акцизов, корректировкой демпфера, так и геополитикой (авариями на крупных НПЗ России), также сейчас уже близится высокий сезон: аграрии потихоньку готовятся к нему, что создает повышенный спрос на нефтепродукты. 

Однако еще с начала года государство активно следит за ситуацией в опте и предпринимает превентивные меры, чтобы не допустить проблем в рознице: вводит запрет на экспорт бензина, увеличивает норматив продаж дизеля на бирже. Проблем с топливом на внутреннем рынке быть не должно, повторяет Екатерина Крылова: даже при условии необходимости затяжного ремонта на аварийных НПЗ есть возможность перенаправления на другие заводы.

Колебания биржевых цен на бензин могут быть обусловлены различными факторами, подтверждает и экономист, экс-старший вице-президент банка «Открытие» Константин Церазов. Но, предупреждает он, все же надо учитывать: в конечном итоге цены на заправках являются производными от биржевых цен, поэтому их краткосрочные колебания могут оставаться незамеченными для розницы, тогда как долгосрочные колебания почти наверняка скажутся на ценах на заправках.

Россия потребляет не весь производимый ей бензин и далеко не все дизельное топливо, напоминает он. Также есть некоторая подушка безопасности в виде резервных производственных мощностей НПЗ. Да, считает Константин Церазов, возможно периодическое возникновение локальных перебоев с поставками нефтепродуктов, но эту проблему можно решать путем увеличения запасов.

Так что, в сложившейся ситуации, по словам эксперта, наиболее вероятным сценарием на ближайшие месяцы выглядит постепенный рост розничных цен на бензин в рамках многолетних и сезонных трендов, тогда как резкие скачки цен на АЗС вряд ли произойдут.