Сергей Гущин, коллекционер и основатель галереи современного искусства Fragment, решил пойти путем просветителя. Он начал просветительскую работу в сети Instagram, сумел создать популярный блог, а теперь, вступив в союз с журналистом Александром Щуренковым, выходит на новую аудиторию. Авторы ставят перед собой задачу ответить на вечные вопросы, которые задают художникам с тех пор, как те открыли для себя новые горизонты нефигуративного искусства. Как только это произошло, мир искусства, а вместе с ним арт-рынок перевернулись с ног на голову. Арт-дилерам все труднее стало отвечать на вопрос, почему это стоит столько, а не меньше.
Гущин и Щуренков на сто процентов на стороне художников — они поддерживают репутацию уже сформировавшихся на рынке имен. Каким бы технически простым в исполнении произведение искусства нам ни казалось, повторить его, а потом еще и продать за ту же цену уже нельзя: «Любой черный квадрат после Малевича — вторичен, а его изображение, сделанное сейчас ребенком, просто копирование».
По традиции, сложившейся в XX веке, картина — это не просто сочетание линий и красок, это поступок, рассчитанный на общественный резонанс. Легенда, которая складывается вокруг имени художника, оказывается важнее того, что он делает на холсте или на бумаге. Поэтому авторы рекомендуют, в частности, начать погружение в мир современного искусства с просмотра фильмов, посвященных его столпам. В них мы видим истории настоящих революционеров — восстающих против принятых в обществе стереотипов, одерживающих над ними победу и остающихся в памяти человечества героями. Есть только одна проблема — они всех победили, не оставив никаких преград тем, кто придет потом: им ничего не остается, как сражаться с ветряными мельницами.
Гущин Сергей, Щуренков Александр. Современное искусство и как перестать его бояться. — М.: АСТ, 2018. — 240 с. Тираж 4000 экз.