Развитие и рост любой компании тесно связаны с инновациями, которые зачастую обеспечивают рост выручки и прибыли. Однако, говоря об инновациях, экономисты подразумевают не только высокотехнологичные продукты для конечного потребителя, но новые технологии производства, коммуникаций, логистики, улучшения товаров, которые уже давно присутствуют на рынке. И в целом конкуренция все больше идет не в области сервисных функций и продвижения, а смещается в сторону технологического развития и модернизации.
Процесс внедрения инноваций на производстве бесконечен — это гонка за эффективность не только каждого конкретного предприятия, но и экономики в целом; многие развитые, а за ними и развивающиеся страны поддерживают рост своих компаний именно через инновации. Главная сложность этого процесса в том, что центры компетенций — вузы и НИИ — мало связаны непосредственно с производством, технологами или инжиниринговым бизнесом, и потому внедрение наилучших практик растягивается надолго. Однако во многих странах нашли способ ускорения инновационного развития бизнеса и экономики. Это создание кластеров. Кластер, согласно экономисту Майклу Портеру, — это сконцентрированная на определенной территории группа связанных компаний, специализированных поставщиков, сервисных организаций, фирм и институтов, которые как конкурируют, так и сотрудничают друг с другом.
Сейчас во всем мире тысячи кластеров — мест концентрации знаний, капитала, компетенций, технологий и сопутствующего сервиса. Пятнадцать лет назад это понятие появилось в России, и сегодня кластеров насчитывается несколько десятков. Ведущие из них находятся в Москве. Впрочем, в этом нет ничего необычного — город всегда был центром научной жизни и компетенций, а в последние годы старые научные центры приобрели новые формы и стимулы развития.
Кластер-работодатель
С кластерным эффектом человечество знакомо не первый век. Люди всегда обращали внимание, что определенные виды деятельности концентрируются в отдельных местах, появляются целые промышленные регионы с ярко выраженной специализацией. В конце XIX века Альфред Маршалл отмечал, что близко располагающиеся предприятия формируют «промышленные округа», в которых возрастает интенсивность коммуникации между рабочими. Это приводит к более быстрому распространению новых идей, улучшению производственного процесса. Во времена Маршалла еще не было понятия кластера, однако великий экономист описал эффект, которым сейчас пользуются все ведущие компании и государства.