Авторитейл включил аварийный сигнал

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
20 апреля 2020, 00:00

Треть предприятий российского авторитейла скоро может оказаться на грани разорения. Отрасль просит у государства налоговых и других льгот, а также решительных действий в долгосрочной перспективе для создания прозрачного рынка услуг по продаже автомобилей

АРТЕМ ГЕОДАКЯН/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Наряду с другими отраслями экономики бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей сегодня попал в критическую ситуацию: из-за карантина в большинстве российских регионов оказались под запретом не только их продажа, но и обслуживание, что снизило выручку авторитейла практически до нуля. Одновременно он ощущает на себе и последствия новой девальвации рубля: из-за начавшегося роста цен неминуем очередной существенный спад спроса. «Продленные до конца апреля выходные в связи с распространением коронавируса очень негативно отразились на всех предприятиях розничной торговли, в том числе на автодилерах, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы автодилерских компаний «Автоспеццентр». - Расходы остались прежними: аренда, обслуживание бизнеса, зарплаты сотрудникам, а доходы значительно сократились. Это может стать причиной закрытия до 30 процентов компаний-автодилеров».

Десятая часть розницы

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в настоящее время в России насчитывается 3300 дилерских автоцентров, в которых работает более 300 тыс. человек. Ежегодный оборот российского авторитейла — порядка трех триллионов рублей, это чуть меньше десяти процентов оборота всей российской розницы (по данным Росстата, 33,5 трлн рублей в 2019 году). Самые крупные предприятия российского авторитейла — «Рольф», «Автомир», «Мейджор», «Транстехсервис», «Ключавто», «Авилон», «Автоспеццентр»: они продают по 30–80 тыс. автомобилей в год, ежегодный оборот ведущих автодилеров достигает 50–150 млрд рублей.

В свое время участники авторынка рассчитывали, что в России будет ежегодно продаваться три-четыре миллиона автомобилей, на самом же деле продажи в последние годы оказались почти вдвое меньше. В итоге авторитейл в России превратился в довольно рискованный бизнес, из которого на обочину вылетают порядка сотни компаний ежегодно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2012 года в России насчитывалось 4100 тыс. автодилеров, то на начало 2020-го их осталось 3300 (см. график 1).

Одно из наиболее громких разорений последних лет — гибель в 2018 году компании Genser, которая перед своим закрытием продавала в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. Помимо Genser разорились такие крупные автодилеры, как «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), «Аояма» (Honda), «Рус-лан» (Volkswagen). Ну а в прошлом году дилерский бизнес всколыхнуло судебное дело против ведущей компании отрасли «Рольф», руководство которой обвиняют в валютных махинациях. Сегодня часть топ-менеджмента компании находится под следствием и в розыске. На рынке ходят слухи о возможной продажи части активов «Рольфа», однако пока компания продолжает свою деятельность, удерживая лидерские позиции.

В ближайшее время в отрасли не исключены новые громкие банкротства. «Сейчас, в отсутствие продаж, российский авторитейл находится в тяжелейшем состоянии: по нашим оценкам, от 10 до 30 процентов предприятий в ближайшее время могут оказаться на грани банкротства», — с горечью констатирует Олег Мосеев, президент ассоциации РОАД.

Снизить налоговое давление

Как и другие розничные компании, автодилеры просят помощи у государства: они неоднократно писали коллективные письма и петиции в правительство, но пока их призывы о помощи игнорируются. Разве что недавно бизнес, связанный с продажей и ремонтом автомобилей, попал в список пострадавших отраслей Центробанка. Однако автодилерам этого мало: «Надеемся, что нас внесут в правительственный список пострадавших отраслей, туда, допустим, попали прачечные и химчистки, мы считаем, что значимость нашей деятельности не меньше», — говорит Олег Мосеев.

В нынешней тяжелой ситуации автодилеры надеются на ряд льгот и послаблений, прежде всего связанных с налоговым регулированием. В частности, они надеются, что правительство распространит на них действие пониженной ставки единого социального налога (ЕСН). «Затраты на фонд заработной платы в автодилерском бизнесе — одна из самых значимых величин, — продолжает Олег Мосеев. — Например, в автосервисе от 50 до 70 процентов расходов, в зависимости от региона и бренда компании, уходит на зарплаты сотрудникам, поэтому снижение ставки социального налога было бы существенной помощью».

Кроме того, автодилеры также просят сделать отсрочку выплат по налогам на имущество и на землю, по НДС, а также не прекращать действие упрощенного режима налогообложения для автосервисов — отменить его планировалось в 2021 году, но компании просят продлить его как минимум еще на три года. Помимо этого, как и представители других отраслей, автодилеры просят более доступных кредитов. «Автомобильный бизнес очень закредитован, оборот по отрасли составляет более трех триллионов рублей в год, и такие обороты можно поддерживать только при условии благоприятного банковского финансирования, — говорит Олег Мосеев. — С началом кризиса некоторые банки начали писать дилерам письма о закрытии лимитов кредитования и даже о повышении процентных ставок, выдвигать другие требования. Мы рассчитываем на то, что государство вмешается и запретит банкам разорять дилерский бизнес, обяжет их следовать зафиксированным ранее договоренностям. Недавно Центробанк признал нашу отрасль пострадавшей, поэтому мы рассчитываем на понимание в этом вопросе».

Наконец, по мнению автодилеров, можно бы было обратиться к зарубежному опыту с выдачей грантов. «Мы общаемся с коллегами из США, у них в некоторых штатах появилась система грантов — это прямые субсидии, в том числе автодилерскому бизнесу, нацеленные на сохранение рабочих мест. Государство возмещает до 80 процентов расходов на заработную плату тем компаниям, которые не увольняют сотрудников. Логика здесь проста: благодаря этим выплатам люди не идут на биржу труда и не получают от государства денег уже в виде пособий. При этом, как только ситуация улучшается, бизнес может быстро восстановиться, так как у него остается трудовой коллектив и можно легко опять начать работать в полную силу. Российские власти на прошлой неделе объявили о программе подобных выплат для ряда предприятий, прежде всего малого бизнеса. Рассчитываем, что эта практика будет распространена и на нашу отрасль», — говорят в РОАД.

Повысить прозрачность бизнеса

Ежегодно с рынка уходит сотня автодилеров   20-02.jpg
Ежегодно с рынка уходит сотня автодилеров

В более долгосрочной перспективе автодилеры рассчитывают и на более активную позицию регулятора в решении ряда важных для авторитейла вопросов. Например, это касается продажи подержанных автомобилей. Это направление сейчас считается очень перспективным: по оценкам «Автостата», по итогам прошлого года объем рынка автомобилей с пробегом достиг 5,4 млн единиц, это в три раза больше объема рынка новых автомобилей. Между тем в России лишь около 20% подержанных автомобилей сейчас продается через сети автодилеров, основная часть реализуется по старинке — через объявления о купле-продажи. Из-за этого, по словам дилеров, сегмент купли-продажи автомобилей с пробегом в России скорее похож не на цивилизованный рынок, как в других странах, а на стихийный базар со всеми вытекающими рисками как для продавцов, так и для покупателей.

Направить продажи подержанных машин в цивилизованное русло мешают недостатки регулирования: речь, в частности, идет о проблеме «двойного НДС», когда автодилер вынужден платить этот существенный налог дважды — в момент приобретения автомобиля у его старого владельца и в момент его продажи новому собственнику. Поэтому покупать-продавать автомобили через дилеров становится невыгодно.

И еще серьезная проблема: мошенничество, связанное со «скручиванием» показателя реального пробега автомобиля перед продажей. Автодилеры давно призывают регулятора ужесточить наказание за такие действия, но до сих пор подобные манипуляции с машиной остаются безнаказанными. «Один из крупнейших автодилеров США Carline за прошедший год продал более 200 тысяч подержанных автомобилей, причем сделал это онлайн, без предварительного визита покупателя в дилерский центр, — отмечает Олег Мосеев. — Этот показатель наглядно иллюстрирует прозрачность американского рынка подержанных автомобилей и об уверенности покупателей, что их не обманут».

Сегодня, в период карантина, как и в других сегментах отрасли розничной торговли, в авторитейле начали активно развивать направление продаж автомобилей онлайн. «У нас сейчас сервис онлайн-продаж очень востребован, — рассказывает Андрей Павлович, председатель правления автодилерской компании “Авилон”. — Складской ресурс у дилеров пока закуплен по старым ценам, и любая новая поставка будет однозначно дороже. Мы отмечаем хорошую статистику по интернет-услугам: сейчас мы принимаем 20–25 онлайн-заказов в день, и их число увеличивается. При этом доставка забронированных автомобилей будет происходить уже после карантина, а продемонстрировать автомобиль нам помогают ранее отснятые фотографии и видео».

Однако и на пути развития онлайн-торговли автомобилями в России есть острые подводные камни, связанные, в частности, с высокой комиссией банков за дистанционную оплату таких значимых покупок, как автомобиль, что делает такого рода приобретения невыгодными. Впрочем, стоит признать, что и сами автодилеры оказались не готовы к развитию онлайн-продаж. «Дилерам нужно создавать удобную инфраструктуру в онлайне: на сайте должна быть подробная информация обо всех моделях и комплектациях, простая и понятная инфраструктура для оплаты покупки», — продолжает Андрей Павлович. Это позволит преодолеть психологический барьер у покупателей — пока большинству из них важно увидеть автомобиль вживую.