Шиес победил

20 апреля 2020, 00:00

Юлия Невская
Указатель, который сделали экоактивисты на посту «3-й километр». Он находится на дороге, по поводу которой были наиболее острые конфликты между активистами и работниками Шиес
Читайте Monocle.ru в

Двухлетняя борьба, которую вели жители Архангельской области против строительства мусорного полигона, завершилась капитуляцией власти. Таким образом можно расценивать заявление временно исполняющего обязанности губернатора Архангельской области Александра Цыбульского. «Я против проекта на станции Шиес. Я не хочу, чтобы он продолжался. Понимаю, что проделана определенная юридическая работа, но я в целом буду выступать против. Сейчас все мои силы и все время отнимает борьба с коронавирусом. Но в ближайшее время, когда я больше погружусь в детали, уверен, наступит понимание того, каким образом нам надо действовать, чтобы проекта на станции Шиес не было», — сказал он в интервью местной газете «Эхо Севера».

Схожую позицию занял и врио главы Коми Владимир Уйба. На своей первой пресс-конференции он сообщил, что выступает против любого проекта, который способен нанести ущерб здоровью людей и экологии. А роза ветров в Шиесе такова, что вредные выбросы от мусора по воздуху долетят до Коми.

Экотехнопарк «Шиес» был спроектирован два года назад на границе Архангельской области и Республики Коми и представлял собой полигон для хранения брикетированных отходов из Москвы — до 500 тыс. тонн в год в течение 20 лет. Местные жители дали столичному проекту отпор. Народные протесты поддержали приезжие экоактивисты. Несмотря на громкий резонанс, региональные власти продолжали продавливать проект, отказываясь признавать множественные нарушения экологической экспертизы. Ведь на кону стояли огромные московские деньги, карьеры и связи. Было решено, что народ побузит и успокоится, а лояльность затем купят дотациями.

Но в итоге победил Шиес. Проект будет закрыт. Губернаторы лишились должностей. Архангельскую область в начале апреля покинул Игорь Орлов, Коми — Сергей Гапликов. Страна получила уникальный прецедент общественной силы, сметающей глухую к протестам власть. При этом сами активисты Шиеса по-прежнему остаются вне политики, по крайней мере официальной. Они делают свою.