Купить продукты жители некоторых московских домов скоро смогут, спустившись в тапочках и халате в холл или паркинг своего дома. На днях розничные сети «ВкусВилл» и «Азбука вкуса» начали устанавливать собственные автоматы с продуктами и готовыми блюдами в жилых домах. «В автомате есть все продукты, необходимые для того, чтобы человек смог купить еду для завтрака, обеда или ужина и не идти лишний раз в магазин», — говорит Вероника Дуплихина, руководитель сервиса корнеров «Азбуки вкуса».
У «ВкусВилла» подобные вендинги уже стоят в Москве и Санкт-Петербурге в различных общественных местах, а сейчас компания решила устанавливать автоматы в жилых домах. Для «Азбуки вкуса» это новое направление бизнеса. По мнению ритейлеров, продуктовые автоматы в жилых домах могут быть востребованы во время карантина, когда в стране введены ограничения на передвижение людей, а службы доставки продуктов работают с перебоями.
Магазин размером со шкаф
Продовольственный вендинг выглядит как холодильный шкаф со стеклянной дверью, через которую можно увидеть продукцию и купить ее с помощью специального модуля. Например, у «Азбуки вкуса» установлен интеллектуальный модуль: он позволяет открывать дверь и оплачивать покупку через смартфон, чтобы число прикосновений к поверхностям шкафа было минимальным. У такого формата есть плюсы: не надо ждать доставку, нет минимальной суммы заказа, не нужно идти в магазин. При этом в автоматах может быть представлен широкий ассортимент продукции — до 50–70 единиц, это больше, чем минимальный продуктовый набор. В автоматах обеих розничных компаний будут как готовые блюда на целый день: завтраки, обеды, ужины и продукция для перекуса, — так и обычные фасованные продукты. Цены в автомате будут такие же, как в розничных магазинах.
Готовить блюда для продавтоматов, как и для своей розницы, «Азбука вкуса» будет на собственных фабриках-кухнях, где уже производится широкий ассортимент продукции — от пюре до суши, всего около тысячи блюд. (О производстве готовых блюд см. «Ресторан дома», «Эксперт» № 9 за 2020 год). У «ВкусВилла» своего производства нет, компания заказывает кулинарию у сторонних производителей. Линейки кулинарии давно продаются в обычных магазинах и, по данным компаний, пользуются высоким спросом, поэтому было решено включить их в ассортимент автоматов.
«Идея ставить такие автоматы интересная, но нужно понимать, что это новая система потребления и необходимы время и деньги, чтобы они стали привычными для людей. Сейчас люди привыкли к ресторанам, доставке на дом, они покупают продукты в магазине и готовят самостоятельно еду дома, поэтому они не пойдут сразу к автоматам за едой, — считает ресторатор Игорь Бухаров. — Людей может заинтересовать в автоматах индивидуальный подход — это если договориться с компанией, чтобы в холодильник поставляли меню под конкретного человека, учитывая его пожелания».