Вся эта история выглядит жутко подозрительной и несвоевременной для российской власти. Заболевание или отравление самого хайпового столичного оппозиционера на юге Западной Сибири, у черта на куличиках даже по меркам нашей гигантской страны. Шельмование омских врачей, которые не нашли ничего подозрительного ни в анализах, ни на коже Алексея Навального. И тут же частный борт в Германию, в клинику, специализирующуюся на лечении отечественных оппозиционных деятелей. Дальнейшее молчание немецких врачей, выдавших лишь звонкий анонс для прессы «ингибиторы холинэстеразы» без каких-либо доказательств. И уже в памяти западного обывателя позабытые «Новичок» в Солсбери и убийство Бориса Немцова под стенами Кремля. Западные СМИ тут же снабдили читателя отборной пропагандой. Как ждали.
В Кремле делают вид, что история с Навальным российскую власть особо не трогает. Но она уже стала повесткой для общения с западными лидерами и едва ли не лично с Дональдом Трампом. Новым поводом для санкций и антироссийской риторики, спасительной для проблемной внутриполитической повестки в Штатах и ЕС. И это в момент, когда Россия в очередной раз рассчитывала на деэскалацию в отношениях с партнерами на волне выхода из коронакризиса. Мы готовы облагодетельствовать мировое сообщество живительными вакцинами. И помочь пострадавшим странам. И демонстративно избегали жестких мер в белорусском кризисе. Но вот опять кровавое КГБ травит радетелей демократии. Сами же отправили фигуранта за границу, как улики по малайзийскому боингу, есть ли чему удивляться?
Есть расхожая идея, будто Кремлю привычно ликвидировать своих политических противников. Даже если согласиться с этой сомнительной мыслью, Кремлю совсем не с руки ликвидировать Навального. Он был не просто не опасен, он был выгоден власти как важный контролируемый элемент политической системы. А кому выгодно устроить провокацию — тут ищите семеро. Сам Навальный давно играет в межэлитных войнах, высокопоставленных и состоятельных врагов у него хватает. Здесь действительно напрашивается параллель с Борисом Немцовым. Политика заказали то ли внешние интересанты, то ли внутренние силовые кланы, но в обоих версиях это убийство стало болезненным ударом по кремлевской элите. И где были спецслужбы, которые обязаны присматривать за такими потенциальными «сакральными жертвами»? Немцов такой фигурой стал лишь отчасти — на его фланге продолжал доминировать Навальный. А кто сейчас займет лидерские позиции в несистемном лагере?