К противостоянию с Apple подключаются гиганты Facebook и Netflix

31 августа 2020, 00:00
На Apple ополчились другие гиганты цифрового мира

Компания — производитель онлайн-игр Epic Games продолжает борьбу с Apple из-за правил оплаты размещения ее продуктов в App Store. Недавно к ней присоединились такие гигантские игроки на всемирном цифровом поле, как поставщик контента Netflix и социальная сеть Facebook.

Двенадцать лет назад Apple запустила свой магазин App Store, в котором первое время было лишь 500 приложений. Тогда же объявили правила для разработчиков: с продажи каждого приложения компания брала комиссию 30%. Никто не возражал, оказаться в App Store считалось удачей: это открывало рынок и аудиторию, а легкость оплаты была уникальной для мирового рынка. Теперь же магазин превратился в гигантскую платформу более чем с двумя миллионами приложений и наряду с аналогом от Google уже несколько лет привлекает внимание антимонопольных властей по всему миру. В Вашингтоне внимательно наблюдают за деятельностью платформ, оценивая степень их «монопольной» агрессии, а в Евросоюзе грозят очередными миллиардными штрафами.

Противники Apple вспоминают, как Стив Джобс, создавая компанию, стремился положить конец доминированию IBM, а теперь, мол, сама Apple злоупотребляет положением и отказывается снижать комиссию для разработчиков. От этого страдают другие гиганты цифрового мира, которые и лоббируют снижение. Еще в 2014 году Spotify, интернет-сервис потокового аудио, повысил стоимость подписки с 13 до 14 долларов, чтобы покрыть комиссию Apple. Подчеркнем: речь идет о комиссии за оплату подписки и услуг самой компании — разработчика приложения внутри него (через платежную систему Apple), например в онлайн-играх. Чтобы избежать комиссии, многие разработчики не включают такой функционал, предлагая оплачивать услуги с сайта (как Netflix). Но гигант онлайн-игр Epic Games (среди игр компании знаменитая Fortnite, более 350 млн лояльных пользователей) нашел способ внедрить в функционал обход уплаты комиссии, за что приложение тут же было удалено как из магазина Apple, так и из Google. При этом, если на устройства Android можно поставить приложение со стороны (хотя это требует дополнительных усилий, тем самым сокращая потенциальную аудиторию), то на Apple поставить со стороны что-либо совсем сложно. Поэтому именно против «Яблока» направлен основной антимонопольный удар.

Epic Games инициировала судебное разбирательство, и компанию поддержали такие монстры, как Netflix и Facebook. Последняя недавно также столкнулась с принципиальностью Apple: запустив в приложении Facebook онлайн-продажу билетов на благотворительные мероприятия, чтобы поддержать авторов контента деньгами на фоне пандемии, она попросила Apple во имя такого дела отменить комиссию на эти операции. И получила отказ. В Facebook тут же сделали специальное оповещение — о том, что пользователь вынужден заплатить 30% в карман Apple, но такое обновление не прошло модерацию. И нападки на Apple приобрели массовый характер. Оппоненты указывают, что Amazon, eBay и Walmart берут на своих сайтах комиссию от 6 до 17%. Банковские терминалы — до 5%, а платежные интернет-платформы — до 10%. Тридцать процентов кажутся зверством.

Вероятно, под таким давлением Apple придется изменить политику, но не стоит спешить с выводами: выгода для рынка отнюдь не очевидна. Выручка Apple за прошлый год приблизилась к 300 млрд долларов, от комиссии по приложениям было получено около 19 млрд. В компании уверяют: она занимает только 15% мобильного рынка, поэтому обвинения в монополии безосновательны, а снижение комиссии может подорвать рост экосистемы сервисов, что плохо скажется на всем рынке. Так, в 2019 году своей экосистемой приложений корпорация создала 519 млрд долларов стоимости — это продажа продуктов и услуг, в том числе цифровых, посредством размещенных в системе приложений (сюда включены, например, все ваши поездки на Uber, заказанные с iPhone). Из этой суммы, как подчеркивает Apple, только 61 млрд долларов облагались комиссией в 30% (в отдельных случаях комиссия ниже и составляет 15%), все остальное пошло в экономику. При этом маржинальность магазина приложений даже ниже, чем у iPhone, чьи продажи не радуют своей динамикой. Сохранить общую маржинальность на уровне текущих 37–39% в ближайшие годы будет главной задачей Apple, и игры с комиссией на понижение совсем некстати.