Роман «Непобедимое солнце» в очередной раз погружает нас в мифологическую реальность, мастерски создаваемую Виктором Пелевиным. Обещанная аннотацией продвинутая блондинка очень скоро раскрывает в себе способность с ней контактировать и становится ее частью. Для Пелевина это формообразующий прием, который он переносит из одного романа в другой. И если на первых ста страницах «Непобедимого солнца» у героини не обнаруживается мистических способностей, это не означает, что их нет. Рано или поздно они проявятся, не приходится сомневаться. Иначе Пелевин не был бы Пелевиным. Автор «Непобедимого солнца» в первую очередь мистический писатель. Для него все, что попадает в новости, имеет глубинный смысл. И мастерство писателя состоит в том, чтобы его обнажить. Он умеет продемонстрировать, что ткань истории, возникающая у нас на глазах, создается за пределами чувственного восприятия. Мы можем о том только догадываться, Пелевин же знает наверняка. Ежегодно выпускаемые им романы — это письма пророка, который сбрасывает отягощающие его знания лишь затем, чтобы высвободить пространство ума для новой информации.
В «Непобедимом солнце» Пелевин использует традиционную повествовательную стратегию: рассказывает историю от начала до конца. В ней есть завязка, кульминация и развязка. Внутрь одной истории, протекающей в реальности, которую мы легко ассоциируем с нашей современностью, вплетена другая: та происходит в реальности Древнего Рима. И чтобы перенести туда читателей, Пелевин всего лишь описывает сон: он снится сначала бойфренду главной героини, а потом и ей самой, заснувшей в чудодейственной маске. В «Непобедимом солнце» Пелевин отказался от характерной для него формальной изощренности. Изощренности часто до такой степени, что повествование, им созданное, слишком легко превращается в поединок с читателем, из которого последний выходит интеллектуально изможденным и обливающимся невидимым потом. В «Непобедимом солнце» читателю достаточно следить за повествованием, наслаждаться афористичными комментариями Пелевина по поводу текущих событий и ждать финала, который должен все прояснить. Их его ожидания оправдаются.
На сей раз автор избрал главной героиней женщину, да еще и блондинку; опять же, свойственный Пелевину маркетинговый прием. На самом же деле всего лишь ловушка для читательниц, которые, по статистике, составляют основную читательскую аудиторию. Было бы глупо ее упускать, хотя именно Пелевин может себе это позволить. Его ежегодно выходящие романы — must read для всех читателей, вне зависимости от гендерной принадлежности. И все же даже Пелевин нуждается в маркетинге: аудитория с годами становится все более изменчивой и все менее способной к интеллектуальным играм с писателем уровня Пелевина, обладающего всеми мыслимым креативными и стилистическими навыками. Но Пелевин и правда единственный и неповторимый. В отличие от Сорокина (имена этих писателей часто фигурируют рядом) кроме умения писать на разные голоса и воспроизводить самые разнообразные литературные традиции Пелевин обладает еще и собственным голосом. Сорокин, чей собственный голос почти не слышен, однажды попытался его усилить и потерпел слишком очевидную неудачу. Но Пелевину явно нужна не победа в поединке с Сорокиным — ему нужны читатели.