Однако Седьмой флот США распространил заявление, согласно которому эсминец «Джон Маккейн» не попал в наши воды по ошибке, а зашел туда из принципа, поскольку США не признают существующих российских морских границ в заливе Петра Великого. «В 1984 году СССР объявил систему прямых исходных линий вдоль своего побережья, включая прямую исходную линию, ограничивающую залив Петра Великого, своими внутренними водами. Эта 106-мильная линия не соответствует нормам международного права, отраженным в Конвенции по морскому праву, ограничивающей воды залива. Проведя эту заключительную черту, СССР попытался получить больше внутренних вод и территориального моря от берега, чем он имел право требовать согласно международному праву. Россия продолжила притязания СССР. Проведя эту операцию, Соединенные Штаты продемонстрировали, что эти воды не являются территориальным морем России и что Соединенные Штаты не соглашаются с утверждениями России о том, что Петр Великий является “исторической бухтой” в соответствии с международным правом… Все наши операции предназначены для проведения в соответствии с международным правом и демонстрируют, что Соединенные Штаты будут летать, плавать и работать везде, где это разрешено международным правом… Международное морское право, отраженное в Конвенции по морскому праву 1982 года, обеспечивает определенные права и свободы, а также другие законные виды использования моря для всех стран», — сказано на сайте ВМФ США.
Упоминание американцами международного морского права — Конвенции ООН по морскому праву 1982 года — выглядит особенно комичным, поскольку США до сих пор не ратифицировали ее. Причина банальна: Соединенные Штаты ведут добычу углеводородов на шельфе далеко за пределами собственных границ. «Если США одобрят этот договор, мы будем переводить многомиллиардные отчисления от разработки нефти и газа на расширенном континентальном шельфе США в Международный орган ООН по морскому дну, которые потом будут уходить в развивающиеся страны», — заявил сенатор-республиканец Джеймс Инхоф в 2012 году. Конвенция действительно предусматривает право объявить воды внутренними, если вход в залив не превышает 24 морские мили, а вход в залив Петра Великого, в котором находится город Владивосток и база Тихоокеанского флота ВМФ России, около 50 морских миль. Но кроме того, в международном морском праве присутствует такое понятие, как «исторические воды», которое довольно сложно определить, но его трактовка — прерогатива явно не США, а международных организаций.
Инцидент в заливе Петра Великого вряд ли был санкционирован политическим руководством США — Белому дому точно не до провокаций в адрес России. Вероятнее всего, отважные, но не слишком образованные моряки Тихоокеанского флота США решили воспользоваться моментом относительного безвластия в Вашингтоне и проявили инициативу. Не секрет, что у президента США Дональда Трампа сложились напряженные отношения с американским военным командованием и это вылилось в многочисленные отставки глав военных ведомств. Мало того что нынешний хозяин Белого дома не развязал новую войну (что необычно для президента США), так он еще и настаивал на завершении затянувшихся оккупаций Афганистана, Ирака и Сирии. Если Трамп, занятый борьбой за власть, не отреагирует на этот случай, самостоятельные действия американских военных могут стать еще опаснее. Это грозит повторением ситуации с попыткой украинских моряков силой прорваться в Азовское море в ноябре 2018 года. Тогда Киев тоже ссылался на свое толкование морского права. Но в отличие от керченского подобный инцидент между двумя ядерными державами может иметь очень неприятное для всех продолжение.