Расставляем акценты

Георгий Дмитриев
22 марта 2021, 00:00

«Несмотря на пандемию, мы не прерывали процесс строительства наших жилых комплексов ни в одном из регионов присутствия в России», — говорит Теему Хелпполайнен, генеральный директор «ЮИТ Санкт-Петербург»

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «ЮИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Генеральный директор «ЮИТ Санкт-Петербург» Теему Хелпполайнен

Этот год — юбилейный для финского концерна YIT: 60 лет назад, в 1961-м, финские строители реализовали в Советском Союзе свой первый контракт на строительство автомобильной дороги. Генеральный директор «ЮИТ Санкт-Петербург», руководитель сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна YIT Теему Хелпполайнен рассказал «Эксперту» о современной стратегии присутствия YIT в России и о перспективах рынка жилой недвижимости в стране.

— YIT начинал с подрядных дорожных работ, но уже в новейшей истории России произошла смена стратегии…
— Действительно, смена случилась, когда в 1997 году мы купили компанию «Лентек», стали называться «ЮИТ-Лентек», а затем уже «ЮИТ Санкт-Петербург», отвечая при этом за все проекты жилищного строительства, которые реализуются концерном в России. Фактически до 1997 года мы в России строили всё, кроме жилья. Но затем активно вошли в сегмент жилищного строительства, и это стало ключевым направлением нашей деятельности. Да, параллельно реализуем проект индустриального парка Greenstate под Петербургом, он активно наполняется резидентами. Еще одна важная история — оказание сервисных услуг. Но жилищное строительство, повторюсь, наш главный акцент сейчас, мы работаем как девелоперы в пяти регионах России. 
— Минувший год встряхнул глобальную экономику. Как вы оцениваете итоги для рынка недвижимости России в целом и каковы основные итоги для «ЮИТ Санкт-Петербург»? Чем компания может гордиться в первую очередь?
— На рынке недвижимости отметил бы два основных события. Первое — государственная поддержка ипотеки, она помогла застройщикам продолжить строить жилые дома, несмотря на сложные экономические времена. Думаю, сейчас все понимают значимость ипотеки в нашем бизнесе. И очень важно, что покупатели могут приобрести жилье благодаря дешевым кредитам: мы раньше говорили, что на одного человека сейчас очень мало квадратных метров, около двадцати пяти, а должно быть минимум на 50 процентов больше. Есть большая миграция в большие города и так далее. То есть нужно качественное жилье, и здесь ипотека помогает. Второе: все игроки на рынке — застройщики, банки, регистраторы, покупатели — сделали гигантский шаг вперед в плане цифровых отношений. Наша компания, как и прочие застройщики, была поставлена перед фактом перехода на удаленные форматы работы в конце марта, и я очень рад, что нам удалось это сделать буквально за считанные дни. В целом наши продажи «в штуках» по итогам 2020 года выросли на 39 процентов. И конечно, есть важный момент: хорошие продажи не помогают, если мы не можем строить. Но несмотря на пандемию, мы не прерывали строительство наших жилых комплексов ни в одном из регионов присутствия, кроме Московской области: там на несколько недель останавливали все стройки. Здесь нам очень помогает высокий уровень техники безопасности и охраны труда. Таким образом, пандемия для нас не стала серьезной проблемой на стройплощадках, и мы гордимся, что сохранили здоровье наших сотрудников.
— Как выигрывать на конкурентном рынке, требующем постоянного внедрения новых технологий домостроения?
— Не отставать в своем развитии, предлагать лучшее и инновационное. К примеру, в нескольких проектах в Петербурге запускаем концепцию «умный дом»: она будет доступна сразу в базовом продукте ЮИТ. Благодаря использованию специально разработанной платформы она позволяет управлять всеми подключенными устройствами в квартирах с помощью приложения в смартфоне. Очень довольны концепцией квартир «Трансформер», которую запустили несколько лет назад, видим большой интерес покупателей. Кстати, в этом году люди, купившие такие квартиры два-три года назад, начали трансформировать свои пространства. Очень интересно наблюдать за их комментариями. Прежде я уже говорил, что еще лет десять назад покупатели обращали внимание в первую очередь на то, что находится внутри квартиры. Дворы, места общего пользования были не столь важны, но потом клиенты задумались и об этом. Затем третьей волной стало то, что важное значение приобрела среда, окружающая жилой комплекс: инфраструктура, детские сады, школы, общественный транспорт, магазины и так далее. Мое мнение: сейчас мы постепенно переходим на четвертую ступень, когда большинство клиентов знают, что с ипотекой они могут купить свою первую квартиру. Понимают, что будут жить в этой уютной квартире пять-восемь-десять лет, потом они будут продавать ее, чтобы купить другую квартиру, побольше или в другом месте. Поэтому они начинают думать, что надо купить такую квартиру, которая будет ликвидна и через десять лет. 
— Каким станет 2021 год для рынка недвижимости?
— Что касается ЮИТ, то мы продолжаем строительство новых очередей в прежних масштабных проектах, а также запускаем следующие проекты на новых участках в Петербурге, Казани, Екатеринбурге. К слову, в Тюмени буквально в конце прошлого года также запустили новый проект. В целом, думаю, рынок стабилизируется. Такого большого потока новых клиентов, какой случился в третьем квартале прошлого года, сейчас российские застройщики вряд ли увидят. Но рынок не должен быть хуже, чем в 2019 году, а значит, застройщики, особенно крупные, отработают хорошо.