«Мы самый крупный экспортер потребительских товаров из РФ»

Владимир Арапов
22 марта 2021, 00:00

Более миллиарда евро вложила финская компания Nokian Tyres в свой российский завод в Ленинградской области мощностью 17 млн автомобильных шин в год. Шестьдесят процентов выпускаемой здесь продукции компания экспортирует более чем в 30 стран мира

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ NOKIAN TYRES
Исполнительный вице-президент Nokian Tyres Андрей Пантюхов

О развитии экспорта, специфике российского шинного рынка и разработке уникальных технологий в сфере автомобильных шин рассказывает Андрей Пантюхов, исполнительный вице-президент Nokian Tyres, бизнес-регион Россия и Азия, глава «Nokian Tyres в России».

— Прошлый год стал большим испытанием для многих секторов экономики. Как вы оцениваете его итоги для шинного рынка в России?

— К счастью, плохие ожидания, которые были у нас весной минувшего года, для шинного рынка не оправдались: обвала продаж не произошло. Более того, в целом, по нашим оценкам, общие объемы реализации автомобильных шин в России в 2020 году остались на таком же уровне, что и в 2019-м. Однако все же большинство игроков рынка, в том числе наша компания, закончили год с сокращением продаж. Связано это с тем, что после сезона 2019 года из-за аномально теплой зимы на складах остались большие запасы. И в 2020-м рынок воспользовался ситуацией, чтобы сбалансировать эти остатки. Таким образом, мы начали 2021 год с хорошими перспективами дальнейшего развития.

— С чем связана такая устойчивость покупательского спроса на шинном рынке?

— Это комбинация факторов: во-первых, мы видим отложенный спрос, который был вызван мягкой зимой 2019/20 года. В прошлом зимнем сезоне часть потребителей отложили покупку шин, но, когда нынешней осенью стало понятно, что будет снежная и морозная зима, автовладельцы пошли приобретать зимние покрышки. Одновременно мы видим позитивное влияние внутреннего туризма: многие не смогли уехать за границу и выбрали места отдыха на территории России. При этом люди отправились в путешествия на своих личных автомобилях, и перед дальней поездкой, порой в несколько тысяч километров, решили предварительно поменять шины. Стоит отметить, что 2020 году в целом очень изменилась структура потребления: у среднего покупателя сократились расходы на путешествия, развлечения, походы в театры, кино, рестораны, а значит, образовались определенные сбережения. Часть этих денег мы увидели в банках на депозитах, а часть пошла на приобретение товаров длительного пользования, в том числе на автомобильные шины.

— Nokian Tyres занимает лидирующие позиции на российском шинном рынке. За счет чего компании удалось достичь таких результатов?

— Россия — очень важная страна для Nokian Tyres. В то время как у многих наших конкурентов доля продаж шин в России занимает полтора-два процента от выпуска, доля российского рынка в общих мировых продажах нашего концерна достигает порядка 25 процентов. Но еще большее значение для нашего концерна Россия играет с точки зрения производственной программы. На протяжении последних лет российский завод Nokian Tyres во Всеволожске (Ленинградская область) является основной производственной площадкой концерна, где выпускается порядка 85 процентов легковых шин Nokian Tyres в мире. Это уникальная ситуация, которая выводит российский завод Nokian Tyres в лидеры с точки зрения экспортных поставок не только финских, но и всех международных компаний, выпускающих в России потребительские товары.

— Показатели впечатляющие. За счет чего российский завод Nokian Tyres стал для концерна ключевым производственным предприятием?

— Когда принималось решение об открытии завода Nokian Tyres в России в 2004 году, мы ориентировали его продукцию на российский рынок. Но предприятие во Всеволожске стало настолько успешным и привлекательным с точки зрения экономики производства, что инвестиции в него были многократно увеличены. Сейчас совокупные вложения в российский завод уже превышают миллиард евро. Была также многократно увеличена мощность завода, которая сейчас достигает 17 миллионов шин в год. В среднем в последние годы мы экспортируем порядка 60 процентов нашей продукции с российского завода в 30 стран мира.

— Что можно сказать о последних достижениях вашего предприятия, каковы дальнейшие планы его развития?

— Несмотря на пандемию, спад продаж новых автомобилей в России и другие трудности, мы продолжаем развивать российский завод Nokian Tyres. Например, в 2020 году мы завершили строительство высотного автоматизированного склада готовой продукции, которому нет аналогов не только в России, но и в мире: складские процессы на нем полностью автоматизированы и выполняются роботами. Новым сервисом в минувшем году стал маркетплейс на нашем сайте marketplace.nokiantyres.ru. Теперь потребители могут здесь не только ознакомиться с продукцией компании Nokian Tyres, но и приобрести ее и записаться в удобно расположенный рядом сервис. Это интеграционное решение, которое помогает нашим партнерам, а потребителям экономит время и делает покупку шин нашего производства комфортной и более удобной: не нужно тратить время на поездки по магазинам, можно быстро и просто прямо со смартфона подобрать нужный комплект в удобном шинном центре. Одновременно мы постоянно работаем над тем, чтобы предлагать потребителям новые продукты с уникальными передовыми технологиями.

— Что это за новинки?

— В 2021 году мы предложили в категории летних шин целых четыре новинки: шины для легковых автомобилей Nokian Hakka Green 3, Nokian Nordman SZ2, для внедорожников — Nokian Nordman S2 SUV и для минивэнов — Nokian Hakka Van. Недавно также объявили о беспрецедентном обновлении нашей зимней линейки — в частности, стартовали продажи нашей новой флагманской шипованной модели Nokian Hakkapeliitta 10р, созданной специально для России, а также новой шины Nokian Hakkapeliitta 10 EV, которая отличается повышенным акустическим комфортом. Напомню, именно наша компания в 1930-е годы изобрела зимние шины, и продукция Nokian Tyres особенно подходит для суровых российских условий, что подтверждается нашим уверенным лидирующим положением на шинном рынке РФ. Мы также достигаем хороших результатов продаж за счет того, что наши шины позволяют экономить топливо. Все больше потребителей убеждаются на своем опыте, что такая характеристика покрышки, как низкое сопротивление качению, заметно влияет на расход горючего. В некоторых случаях за счет использования качественных шин можно сэкономить до десяти процентов топлива, и это показатель, о котором стоит задумываться при выборе шин. Ну и, наконец, наша продукция отличается такими показатели, как высокая ходимость, что также важно — ведь для любого пользователя имеет значение, проходит его комплект покрышек всего один сезон или же три-четыре сезона.

— Где вы разрабатываете и испытываете новые модели шин?

— Центр исследований и разработок находится в Финляндии, там же, в местечке под названием Ivalo, расположен наш самый известный зимний тестовый полигон, этот центр еще называют White Hell — «Белый ад» — из-за очень суровых погодных условий. В течение восьми месяцев в году сотрудники исследовательского центра Nokian Tyres испытывают новые модели шин. При этом мы усиливаем нашу экспертизу и в летних шинах: в феврале этого года состоялось открытие нашего нового испытательного полигона в Испании, где в первую очередь будут тестироваться наши новые летние шины. Этот центр позволит нам продвинуться на рынке летних шин для европейского рынка, здесь же мы будем проводить более тщательные тесты летних характеристик зимних шин — это тоже имеет значение, так как зимние шины должны хорошо себя вести на дороге в том числе в теплую погоду.

— С какими российскими компаниями сотрудничает Nokian Tyres в России, как развивается это сотрудничество?

— На сотрудничестве с российскими партнерами построена вся наша система дистрибьюции — это и наши официальные дистрибьютеры, и розничные точки, которые сотрудничают с нами. Продукция Nokian Tyres реализуется примерно в четырех тысячах торговых точек по всей России. Через них мы, кстати, предлагаем сервисы бесплатного шиномонтажа и расширенной гарантии. Это означает, что дополнительно к стандартной гарантии в случае непреднамеренного повреждения шины (скажем, порвалась боковина об острый предмет на дороге) в таких случаях мы осуществляем либо бесплатный ремонт, либо бесплатную замену шины на новую. Причем в премиальном сегменте (шины Nokian Hakka, Nokian Hakkapeliitta) это гарантия бессрочная, в среднем ценовом сегменте (шины Nokian Nordman) она предоставляется на один год. Ну и, конечно, мы тесно сотрудничаем с российскими партнерами в нашей производственной деятельности: российские компании поставляют нам технический углерод, синтетические каучуки. Всего на заводе Nokian Tyres в России работает порядка полутора тысяч сотрудников плюс подрядчики, то есть еще много сотен дополнительных рабочих мест.

— Как вы расцениваете уровень финско-российского сотрудничества?

— Финско-российское сотрудничество могло бы развиваться лучше. С одной стороны, этому мешает санкционная политика, в которой принимают участие ЕС и Финляндия. С другой стороны, сотрудничество тормозится из-за недостаточно привлекательного инвестиционного климата и вообще условий для экономической деятельности, которые сейчас существуют в России. Хочу подчеркнуть, что региональные власти много делают для поддержки инвестиций, для привлечения иностранных компаний. В частности, мы очень благодарны правительству Ленинградской области. Но если рассматривать в целом такие вопросы, как инвестиционный климат на федеральном уровне, то здесь много проблем. И в последнее время правительство вместо поддержки создает все больше трудностей для компаний — одна только обязательная маркировка шин чего стоит. В отношении деятельности финского бизнеса мы также видим негативный тренд, когда финские компании уходят из Санкт-Петербурга. Последний пример — уход Neste и продажа бизнеса компанией Atria. Это, на мой взгляд, не очень позитивные сигналы, и федеральным властям стоит проводить более активную работу по улучшению инвестиционного климата в России.