«Я лично уже вижу свет в будущем»

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
22 марта 2021, 00:00

Из-за санкций, пандемии и экономического спада деловое сотрудничество между Финляндией и Россией переживает не лучшие времена. Но оно имеет большой потенциал роста, рассказал «Эксперту» чрезвычайный и полномочный посол Финляндии в России Антти Юсси Хелантеря

ФОТОГРАФИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ПОСОЛЬСТВОМ ФИНЛЯНДИИ В РОССИИ
Чрезвычайный и полномочный посол Финляндии в России Антти Юсси Хелантеря

— Как вы оцениваете состояние финско-российского экономического сотрудничества, насколько сильно на нем отразилась пандемия и другие современные проблемы? 

— Наши экономические отношения давно довольно стабильны, сотрудничество развивается благодаря активности предприятий наших стран. Всего на российском рынке сейчас работает около 900 финских компаний в разных областях, как в промышленности, в сфере обслуживания, так и на рынке потребительских товаров. Стоит отметить, что работающие в России финские компании довольно хорошо справились с пандемией коронавируса. В 2020-м, в год пандемии коронавируса, торговый оборот между нашими странами упал, но подобное касается и других стран на нашем экспортном рынке. Текущему 2021 году по-прежнему свойственна неуверенность, но я лично уже вижу свет в будущем. Мы научились жить с коронавирусом, и в торговых отношениях по-прежнему имеется потенциал. Однако я убежден, что предприятия будут спокойно и обдуманно рассматривать, на каком рынке они будут стремиться к росту. У нас, представителей администрации, есть своя роль, которая, однако, ограничена. Важно, чтобы административные органы по обе стороны границы создавали предсказуемые условия.

— В каких отраслях идет наиболее интенсивное взаимодействие финских и российских компаний? Как в последнее годы меняется соотношение этих отраслей?

— Взаимодействие рождается там, где встречаются спрос и предложение, где продавец товара или услуги находит клиента. Особо хочу подчеркнуть компетенцию финских компаний в секторе отходов: финские предприятия могут предложить умные, ресурсосберегающие решения для обработки отходов и циркулярной экономики. Мы видим, что в России есть спрос на них, в Финляндии менее одного процента коммунальных отходов попадает на свалку. В лесном секторе тоже много торгово-экономических возможностей: Россия располагает самыми крупными лесными ресурсами в мире, а Финляндия — лучшим в мире ноу-хау в лесном секторе. Финские и российские предприятия этой отрасли уже давно сотрудничают, но технологическое развитие открывает для него новые возможности. Если лес раньше считался сырьем для лесной промышленности, то в сегодняшнем мире он является важным поглотителем углерода, который при правильном уходе становится важным инструментом в борьбе с изменением климата.

— Какие можно привести наиболее интересные свежие примеры финско-российского экономического сотрудничества? 

— Во время пандемии с новыми начинаниями было менее оживленно. Финляндия и Россия — страны рыночной экономики, и компании приспособились к работе в условиях пандемии. Когда пандемия уляжется, компании, по всей вероятности, будут возвращаться к планированию деятельности на длительный срок. Посольство, в свою очередь, думает о том, что можно будет сделать, когда позволят карантинные ограничения. Я вижу возможности в развитии Арктического региона и экологических технологиях: в Арктике уже применяется много разработанных в Финляндии технологий. Мы не должны забывать об уже реализованных совместных проектах, например о поезде «Аллегро». В последние годы каждая десятая поездка россиян была в Финляндию, так что, надеемся, эпидемиологическая ситуация в скором времени позволит российским туристам снова ездить на отдых к нам. Пока я не могу дать никаких обещаний об открытии границы. Финские туристы тоже все более заинтересованы, например, в поездках в Санкт-Петербург, куда в нормальных условиях можно доехать поездом за три с половиной часа. Поезд «Аллегро» — финско-российский проект, недавно отметивший свой десятилетний юбилей. Новая российская электронная виза облегчит путешествие и, безусловно, увеличит интерес к поездкам после устранения ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией. Контакты между гражданами исключительно важны и создают возможности для бизнеса.

— Можно ли оценить объем инвестиций финских компаний в российскую экономику? В каких направлениях осуществляются эти инвестиции?

— Кумулятивные инвестиции финских компаний в Россию составляют примерно 14 миллиардов евро. Самый крупный отдельный инвестор — Fortum с вложениями на несколько миллиардов. Финляндия инвестировала в Россию больше, чем какая-либо другая страна, если смотреть объемы на душу населения. Наши компании основали здесь много заводов, которые обеспечивают занятость местного населения и выпускают продукцию на российский рынок. Инвестиции были сделаны в разные отрасли, от пищевой промышленности до строительства.

— Какие факторы сдерживают развитие финско-российского экономического сотрудничества?

— Финляндия как страна, наше правительство или посольство как представитель Финляндии могут принимать только ограниченные меры содействия торговле и инвестициям. Решающую роль играет интерес предприятий и готовность действовать и, может быть, расширять деятельность на российском рынке. Наше представительство, естественно, стремится содействовать развитию торговых отношений настолько, насколько возможно. Однако решения о заключении сделок и об инвестициях принимают компании. Они оценивают риски и ожидаемую прибыль на разных рынках. Во время пандемии коронавируса представителям компаний было везде сложно ездить. И по мере того, как с поездками когда-нибудь снова будет легче, будет легче и находить клиентов. Компании взвешивают возможности рынка и бизнес-среды, требования по локализации деятельности создают вызовы для компаний, рассматривающих свою деятельность здесь как часть глобальной стратегии, где выгодно выпускать изделия на рынки как можно большего количества стран, а не только на рынок одной страны.

— Правда ли, что российские компании поставляют в Финляндию исключительно сырьевые товары? Есть ли примечательные примеры, когда России удается поставлять в Финляндию высокотехнологичную продукцию и насколько перспективно такое направление взаимодействия?

— Основную долю экспорта России в Финляндию действительно составляют сырьевые материалы, так дело обстоит уже давно. Но мы следим за ростом интереса российских компаний к инвестициям в Финляндию. В качестве примера можно привести, например, компании «ЛУКойл», «Норильский никель» и «Яндекс», а также изготовителя высокотехнологичных противопожарных устройств противопожарного оборудования и систем раннего оповещения компанию «Аргус-Спектр». Мы верим, что благодаря географической близости, стабильной бизнес-среде и высококвалифицированной рабочей силе Финляндия является интересным объектом для российских компаний, планирующих выход на европейский рынок. Финляндия — часть внутреннего рынка ЕС, где конкуренция, конечно, жесткая, для всех.

— Как вы в целом оцениваете политическое взаимодействие Финляндии и России, как оно влияет на экономическое сотрудничество стран?

— Финляндия хочет беречь свои двусторонние отношения, в том числе в условиях напряженности в мире или в Европе. Наши отношения — рабочие и многообразные, они позволяют вести прямой диалог, даже если наши позиции расходятся. Главы наших стран регулярно общаются друг с другом, и во время пандемии коронавируса это общение продолжалось. Последними из контактов был визит министра иностранных дел Пекка Хаависто в феврале в Россию, где он встретился со своим коллегой Сергеем Лавровым. На уровне министерств и ведомств общение происходит ежедневно, финляндско-российские торгово-экономические связи — многосторонние и взаимовыгодные. Межправительственная финляндско-российская комиссия по экономическому сотрудничеству играет важную роль в экономическом сотрудничестве. Работа Комиссии по экономическому сотрудничеству и ее рабочих групп продолжается активно. Мы стремимся к тому, чтобы финские компании в конкуренции на российском рынке были наравне с другими.

— Как влияют санкции на финско-российское экономическое сотрудничество?

— Санкции Европейского союза, во введении которых и Финляндия принимала участие, и контрсанкции России, естественно, влияют на возможности торговли, но в установленных ими пределах торговля шла успешно. Мы считаем, что были основания для санкций.

— Что вы думаете о ближайших перспективах развития финско-российского экономического сотрудничества? Какие сферы вам кажутся наиболее перспективными?

— Изменение климата и вопросы окружающей среды — это общие для нас вызовы, и ответ на них — высококачественные технологические решения. Пять финских компаний недавно были включены в число ста ведущих компаний устойчивого развития в рейтинге Global 100. При составлении рейтинга учитывались экономические, экологические, социальные и этические параметры. За вопросы климата и окружающей среды ответственность несут не только государства, но и предприятия и их владельцы, причем клиенты все чаще требуют экологической и низкоуглеродной продукции. Это дает возможности, но при этом требует ведения диалога. Финские компании учитывают изменение климата в своей деятельности не только в Финляндии, но и во всем мире. Поэтому бизнес-концепция многих финских компаний и в России направлена на сокращение выбросов. Например, у компании Fortum и ее партнеров самое большое в России портфолио возобновляемых источников энергии. Оно составляет более двух гигаватт. В области ветроэнергетики Fortum лидирует в России, компания также согласовала на своей ТЭЦ-2 в Челябинске перевод топлива с угля на газ.