Компания СДЭК (служба доставки «Экспресс-курьер») готова стать публичной и планирует размещение первого выпуска облигаций на Московской бирже во втором квартале текущего года. Сумма первого выпуска — 500 млн рублей, количество облигаций — 500 тыс. штук. За шестилетний период обращения ценных бумаг (ставка купонного дохода 9,5% в год с ежемесячными выплатами) компания СДЭК намерена привлечь 10 млрд рублей. Главная цель привлечения средств — обновление IT-платформы. Новые инвестиции будут также направлены на развитие сети постаматов, фулфилмента, собственного маркетплейса и открытие новых офисов.
Уверенность на рынке СДЭК чувствует по целому ряду причин. Во-первых, компания вот уже более двадцати лет работает на логистическом рынке, который в минувшем году благодаря росту электронной коммерции заметно вырос. По оценке Data Insight, за прошлый год россиянам было доставлено 883 млн покупок, на 35% больше, чем в предыдущем году. Объем интернет-торговли вырос на 44%, до 2,7 трлн рублей. При этом оборот розничной торговли, по данным Росстата, в нашей стране в 2020 году снизился на 4%, до 33,5 трлн рублей), а грузооборот в целом, в том числе коммерческий, сократился почти на 6%.
И в этом году, несмотря на выход из карантина, интернет-торговля продолжает отъедать рыночную долю у офлайновых магазинов. Сами ретейлеры активно развивают омниканальность в продажах. При этом не все они готовы создавать собственные логистические мощности, поэтому спрос на услуги логистических компаний активно растет. По мнению экспертов розничного рынка, этот тренд уже не остановить: по прогнозам, в ближайшие четыре года объем рынка электронной коммерции перешагнет порог 10 трлн рублей.
Во-вторых, СДЭК последние десять лет растет почти на 50% ежегодно. По собственным данным компании, в прошлом году она занимала около 10% рынка коммерческой логистики и второе место по географическому охвату доставки после «Почты России». И если среди логистических операторов в сегменте в2в лидером по доставке документации и грузов юридическим лицам является компания «Деловые линии», то в сегменте в2с, когда товары доходят до физических лиц, первенство принадлежит СДЭК.
Амбиции СДЭК высоки: ее мечта — стать глобальной компанией, чтобы собственные курьеры присутствовали на всех континентах (сегодня филиалы СДЭК есть в 25 странах, а доля международного бизнеса в портфеле компании составляет около 7%). Конкретные планы на 2021 год — модернизация IT-платформы для улучшения обработки данных, что должно повысить качество услуг и эффективность операционной деятельности, запуск в эксплуатацию собственного складского комплекса в Санкт-Петербурге (его строительство начато в феврале) и активное развитие сети постаматов. В дальнейших планах — организация новых направлений, например мейлфорвардинга — доставки посылок из зарубежных интернет-магазинов российским потребителям. Кроме того, СДЭК намерена вывести собственный маркетплейс на международный уровень, чтобы помогать своим зарубежным франчайзи в продаже их услуг клиентам.