Российский несырьевой экспорт в прошлом году достиг рекордных размеров. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), он вырос на 36% и превысил 191 млрд долларов, что стало новым историческим максимумом. Основными покупателями российской продукции стали Китай, Казахстан, Белоруссия, Турция, США. Основными бенефициарами роста — химическая отрасль, металлургия, лесная промышленность и т. д.
Вместе с этим и на потребительском рынке наметился важный тренд: отечественные производители начали наращивать экспорт своей продукции, в том числе через различные онлайн-каналы и маркетплейсы. Пока основную его долю составляют продукты питания и напитки, однако и производители других товаров — косметики, одежды и прочего — стали расширять свое присутствие в онлайн-рознице. Эксперты уверяют, что российский экспорт потребительских, прежде всего продовольственных товаров имеет большой потенциал в связи с развитием электронной коммерции. «Рубль недооценен, многие виды ресурсов и сырья дешевы и доступны, как следствие, продукция конкурентоспособна. Даже в ковидный 2020 год, несмотря на сжатие мирового рынка из-за пандемии, российский экспорт продовольственных товаров и продукции легкой промышленности сумел расти», — рассказал руководитель практики госконсалтинга компании SBS-Consulting, доцент НИУ ВШЭ Алексей Калинин.