В подмосковной Электростали на пороге магазина «Первый выбор» В1, пока одного из трех в новой сети дискаунтеров компании «Магнит», встречаю веселую стайку румяных школьников с булочками в руках, захожу внутрь, а там — оазис радости: яркий свет, «весенний», в зелено-бело-красной цветовой гамме дизайн вывесок и продуктовых зон, изобилие свежих овощей и фруктов, включая ананасы, гранаты и груши, пестрящие известными брендами стеллажи вдоль стен, и над всем этим — жизнеутверждающие лозунги в стиле советского агитпропа: «Выбирайте витамины», «Всегда свежее», «Возьмите здесь, взвесим на кассе». Магазин зонирован по типам товаров, есть «холодная комната» для мясных, рыбных и молочных продуктов, зал для алкоголя, консервированной продукции и бытовой химии. Периодически мягкий женский голос в записи объявляет, что свежая выпечка готовится два раза в день.
А я точно зашла в дискаунтер? В тот самый формат магазина, где, по классике жанра, должны продаваться строго товары первой необходимости, где экономят на оборудовании и площадях? Похоже, В1 создает свой стандарт «жесткости», однако присматриваюсь. Ага, вот же они, знаки отличия экономсегмента: посреди зала выставлены транспортные паллеты с коробками продуктов, широко представлены фасованные крупы и макароны no name и они же — россыпью в специальных ячейках, фрукты и овощи хоть и аккуратно, но стоят в упаковочных ящиках.
Народ не толпами, но идет в магазин, вот две дамы средних лет нюхают разные сорта мыла, обращаюсь к ним с провокационным вопросом: «Кажется, здесь цены такие же, как и везде?» Женщины реагируют бурно: «Да вы что! Тут бананы по 89 рублей, а везде далеко за сто, тут помидоры по 114 рублей за килограмм, а везде под двести, тут даже пломбир “Коровка из Кореновки” по 46 рублей есть!» Спрашиваю: «Так магазин вам нравится, будете сюда ходить?» Покупательницы сбавляют пыл: «Ну как сказать, если будут держать низкие цены — будем ходить».