В 2022 году производство мебели в России по сравнению с предыдущим годом снизилось на 2,6% в натуральном выражении и одновременно выросло на 15% в денежном. Отечественные производители столкнулись с закрытием западных рынков, уходом иностранных поставщиков оборудования и комплектующих, снижением спроса. При этом в России наблюдается падение объемов производства почти во всех сегментах ЛПК. Эта экспортно ориентированная отрасль из-за санкций лишилась западных рынков и не смогла полностью переориентироваться на восточные (см. «Как оставить лес в России», «Эксперт» № 8 за 2023 год). Поэтому деревообрабатывающие производства ищут возможности нарастить внутреннее потребление своей продукции и тем самым компенсировать потерю экспортных доходов.
Основной материал в мебельном производстве — древесина. «Если не учитывать производство матрасов, то на деревянную мебель придется 85 процентов, на металлическую — 13, на пластмассовую — два процента», — говорит директор по исследованиям маркетингового агентства Abarus Вера Никольская. К понятию «деревянная мебель» можно отнести продукцию, которую изготавливают из древесных материалов: плит МДФ, ХДФ, ДСП, ДВП и фанеры. Используется также мебельный щит, инженерная древесина и другие виды срощенных и склеенных между собой деревянных брусков и панелей. Все чаще в производстве мебели применяется тамбурат и сотовый заполнитель — это материалы на основе картона.
Поэтому наряду с расширением деревянного домостроения, переводом котельных на пеллеты и развитием целлюлозно-бумажной промышленности производство мебели может стать способом повысить внутреннее потребление продукции лесопромышленного комплекса.